Джеймс Риллинг из Университета Эмори и его коллеги обнаружили существенные различия между нервными волокнами человека и обезьян, соединяющими доли мозга, которые отвечают за языковые способности, сообщают исследователи в статье в журнале Nature Neuroscience.
Еще в XIX веке в мозгу были обнаружены так называемые "языковые" зоны: зона Брока (в лобной коре) и зона Вернике (в височной коре). Первая играет важную роль в конструировании и понимании предложений, вторая – в понимании смысла слов. У других приматов есть участки мозга, примерно соответствующие этим зонам, но они, как представляется, выполняют иные функции.
Недавние исследования показали, что языковые способности человека зависят не только от отдельных участков мозга, но и от того, как эти участки соединены, передает .
Так, например, пациенты с повреждениями дугообразного пучка – нервного пути, соединяющего зону Брока с зоной Вернике – испытывали трудности при говорении и понимании речи.
Группа Риллинга задалась задачей выяснить, отличается ли расположение дугообразного пучка у людей и обезьян, то есть изменялось ли оно в процессе эволюции. Ученые исследовали мозг 10 живых людей, трех мертвых шимпанзе и двух мертвых макак (а также, чтобы исключить возможность того, что найденные различия окажутся просто различиями между мозгом живого и мертвого организма, одного живого шимпанзе и одной живой макаки). Использовалась сравнительно новая методика наблюдения, отслеживающая движение жидкости между тканями.
Данные показали, что у всех трех видов дугообразный пучок соединялся с лобной корой, но только у человека он глубоко входил в языковые зоны височной коры (зону Вернике). У шимпанзе дугообразный пучок с соответствующими участками мозга соединялся слабо, а у макак предположительно не соединялся вообще.
Исследователи считают, что с развитием зон, ответственных за языковые способности, произошло "переприсоединение" дугообразного пучка, позволившее человеку овладеть языком.