Как теряли и находили детей многодетные мамы Донбасса

"Комсомолка" пообщалась с двумя семьями, которые вместе с приемными детьми пережили ужасы войны.

Виктория Бальцова с детьми возвращаться в Донецк не планирует и живет в съемном доме в Ивано-Франковске. Фото: Оскар ЯНСОНС

Виктория Бальцова и Валерия Зарецкая - основательницы детских домов семейного типа. Одна женщина во время боевых действий потеряла троих детей, которых собиралась усыновить, и оставалась в зоне АТО, пока всех не увезла. Второй маме дом для семьи из десятерых детей подарил тренер "Шахтера" Мирча Луческу, но дом разворотило взрывами. Как живут эти семьи сейчас, с какими трудностями сталкиваются и как с ними справляются, узнавала "Комсомолка".   

"В соцслужбе сказали, что не знают, где дети"

Дончанка Виктория Бальцова с мужем мечтали о большой семье, но бог дал только двоих своих детей. Четыре года назад пара купила дом и сразу задумалась над усыновлением. Прошли курс обучения в соцслужбе и готовились взять троих детей - двоих братьев и сестричку. Но начались боевые действия. 

- Старшему Стасу было 10 лет, он находился в детском доме в Николаевке возле Славянска, но там уже стреляли, и мы даже не успели с ним познакомиться. Младшие, 6-летний Максим и 5-летняя Диана, были в Донецке. Когда город начали обстреливать, документы на усыновление еще готовились, мы вывезли своих родных детей в Ивано-Франковск и вернулись. Сразу по приезде начали торопить соцслужбы, и вдруг оказалось, где младшие дети - никто не знает, - рассказывает Виктория Бальцова. 

О тех днях она вспоминает с ужасом. Сначала женщине сказали, что дети в Мариуполе, и она приехала туда, но их там не было. Виктория не находила себе места, постоянно плакала, ведь дети были уже как родные. Семья дергала за все ниточки, и наконец малыши нашлись в палаточном городке в Святогорске. 

- Первым мы взяли старшего мальчика, Стаса. Он рассказывал, как они прятались в подвале. Младших забирали тяжело, вокруг стреляли, ехали быстро, боялись не успеть, но все обошлось. К счастью, малыши почти ничего не запомнили и отошли от ужасов войны быстро, - говорит женщина. 

Сейчас семья живет в Ивано-Франковске в съемном доме. Дети ходят в школу и садик. До сих пор Виктория с мужем вспоминают свою жизнь в Донецке, где у них был дом и большое хозяйство. Возвращаться обратно они не собираются и верят, что на новом месте у них тоже когда-нибудь появится свой большой дом.

Подарок от Мирчи Луческу

 

Семья Валерии Зарецкой собирается переезжать в помещение детского сада, но верит, что когда-нибудь у нее будет и свой большой дом. Фото: Оскар ЯНСОНС

Семья из десятерых детей улыбчивой блондинки Валерии Зарецкой стала известной на всю страну в 2012 году, когда им подарил дом футбольный клуб "Шахтер". Инициатором покупки дома выступил сам Мирча Луческу, настолько история семьи тронула звездного тренера.

- Первую девочку, которую мы взяли, муж увидел в соцслужбе на фотографии. Пришел домой и сказал: мы должны ее взять, ее в детдоме заклюют из-за того, что она темнокожая. Позже узнали, что у этой девочки было много мам и все от нее отказывались, настолько она была сложной. Из-за этого она никому не верила, не хотела пускать в свою жизнь, - рассказывает Валерия.  

Буквально через несколько месяцев после того, как семья въехала в дом от ФК "Шахтер", пара взяла еще двоих детей. У них есть биологическая мать, которая сейчас отбывает срок в колонии. Родительских прав она не лишена. 

- Мы боимся, что, когда она выйдет на свободу, захочет забрать детей, - признается Валерия. - Когда мы взяли Сережу и Аню, им было 6 и 4,5 годика. Сережа плохо разговаривал, а Аня не разговаривала вообще. Два года девочка занималась в логопедических группах, сейчас трудности мы почти одолели, она ходит в нулевой класс. Сережа уже во втором, - рассказывает женщина. 

Перед войной семья взяла еще двоих девочек из донецкого детдома. Их мама скоропостижно скончалась, и Зарецкие не смогли оставить детей в беде. А потом начались бои. Поэтому и уехали. 

- Сначала муж вез меня и семерых детей, а потом вернулся обратно: в доме оставалось еще трое детей. Тогда я не знала, увидимся ли мы когда-нибудь, - при воспоминании об этом женщина начинает плакать. К счастью, все закончилось хорошо - уже к вечеру следующего дня Валерия встретилась с мужем и детьми в Запорожье. Каждый день семья ждала, что бои в Донецке закончатся. Но настал день, когда они узнали: их дома больше нет. И пришлось начинать жить с нуля. Сначала ютились в пансионате, потом снимали четырехкомнатную квартиру. Сейчас местные власти предложили им переехать в помещение бывшего детского сада с семью комнатами. Дети постепенно отходят от пережитого - малыши перестали заикаться и падать под стол при звуках салюта. Хочется верить, что настанет день, когда они въедут в свой большой и светлый дом, который будет даже лучше того, что они потеряли в той страшной войне.