В Харькове с официальным визитом ждут президента Польши Анджея Дуду. Помимо важных встреч и переговоров, Дуда посетит и кладбище, ставшее для поляков местом скорби по расстрелянных соотечественникам. История этого места долгое время была тайной за семью замками – ее скрывали как умели, но документы, в которых говорится об обнаружении в районе Пятихаток массового захоронения, все же предали гласности. Как оказалось, машину по сокрытию правды запустили из-за школьников.
Не детская находка
2 июня 1969 года трое 11-12-летних мальчишек наткнулись всего в 100 метрах от трассы вглубь лесопарковой зоны на несколько странных вещей – обручальное кольцо, золотые коронки зубов, пуговицы, где красовался польский герб, а также ордена "за борьбу с контрреволюцией". Все это "добро" покоилось в могилах.
"Один провал разрыт на глубину 1 метр, где видны кости и черепа людей. Часть костей разбросана около вскрытой ямы", - писал начальник Харьковского КГБ Фешенко в докладе руководству.
Установить, на что наткнулись школьники, не составило труда – пенсионер КГБ Николай Галицын, прибывший осматривать разрытую могилу, пояснил, что в апреле-мае 1940 года при его участии расстреляли порядка 13 тысяч "офицеров и генералов буржуазной Польши", которых и похоронили в ямах в Лесопарке. Дети, нашедшие останки, выразили мнение, что тут могут быть похоронены солдаты противника, погибшие на войне, разуверять их, конечно же, не стали, более того, сотрудники КГБ придумали не один план, как бы скрыть правду.Без суда и следствия.
Расстрелянных хоронили по ночам: машины заезжали в лесопарковую зону, выгружали тела и были таковы. На сегодняшний день официально говорят, что в Харькове было расстреляно около 4 тыс. польских офицеров и 500 мирных польских граждан. Откуда в Харькове такое количество поляков?
Когда в сентябре 1939 года в Польшу вторглись после принятия пакта Молотова-Риббентропа, Красная армия взяла в плен порядка 250 тысяч человек – офицеров и солдат польской армии. Те, кого расстреляют в харьковском НКВД содержались в лагере Старобельска. На расстрел польских военнопленных дал "добро" Сталин, подписав документ 22 марта 1940 года "О разгрузке тюрем НКВД УССР и БССР": дела арестованных рассматривали без их присутствия и без предъявления обвинений, и собственно без расследования и приговора.
Полякам назначали высшую меру – расстрел. По данным историка Сергея Заворотнова, первых поляков в стенах харьковского областного НКВД начали расстреливать 5 апреля 1940 года – тогда погибли 195 человек.
"Рекордными днями были 16, 17, 24 апреля - в день расстреливали по 260 человек. Закончили расстреливать 12 мая 1940 года", - пишет Заворотнов.
Технология была отработана до автоматизма: заключенных этапировали в Харьков, размещали в камерах управления НКВД, находящиеся в самом центре города, по одному вызывали, сверяли анкетные данные, затем одевали наручники и вели в специальную камеру, где жизнь заключенного обрывалась выстрелом в затылок.
После обнаружения загадочных могил КГБ начало принимать "меры дезинформации".
"Считаем целесообразным сообщить населению, что в период оккупации немцами Харькова, карательные органы Германии в указанном месте производили захоронения расстрелянных за дезертирство и другие преступления солдат и офицеров немецкой и союзных с ним армий. Одновременно в этом же месте захоронены немцами умирающие от различных опасных инфекционных заболеваний, поэтому указанное захоронение должно быть признано опасным для посещения", - писал в Москву председатель КГБ Никитченко товарищу Андропову.
|
Пока "польские вопросы" решались на государственном уровне, в Харькове местное КГБ изучило территорию. Чтобы гражданские не заходили в запретную зону, были установлены милицейские посты, однако не очень помогало – детей туда тянуло, как магнитом.
"Подростки продолжают производить там раскопки предполагаемого или оружия и предметов снаряжения", - писал Фещенко Никитченко в Киев.
Фещенко считал, что захоронение лучше всего "ликвидировать путем применения химикатов", да и на этом месте построить закрытый объект. Приблизительная смета на работы – 10 тысяч рублей, планировалось, что все работы займут около 4 лет. Не смотря на то, что, по легенде, здесь хоронили больных тифом, на этом месте КГБ построило санаторий, а в пробуренные скважины заливалась каустическая сода, чтобы уничтожить останки. В 1989 году начальник местного управления КГБ Гибадулов признал, что все мероприятия были "неэффективными", поэтому предлагал захоронение легализировать.
С независимостью Украины о том, что происходило здесь в 1940-м году в Украине начали говорить открыто. Место массового захоронения начали исследовать польские археологи, антропологи, судмедэксперты. Найденные останки эксгумировали, найденные предметы быта изучали. Выяснилось также, что в Лесопарке хоронили не только поляков, специалисты обнаружили и останки местных жителей – предположительно, жертв сталинских репрессий 1938-1939 годов. В 2000 по инициативе украинского и польского президентов здесь открыли Мемориал жертвам тоталитаризма. Возле креста установлены стелы с именами расстрелянных.