Чем выше любовь, тем ниже поцелуи

Бьянка знает цену своим грудке и попке - и слушателям о них постоянно напоминает.

Заметка «Любовь, похожая на е», опубликованная 5 марта с. г., неожиданно вызвала бурю эмоций у читателей «КП». Они стали наперебой обсуждать дикие фразы, то и дело мелькающие в российских поп-песнях и упомянутые в статье.

В частности, читатели осторожно выдвинули свою версию насчет группы «Непара». В нервно-паралитической фразе «Бог тебя выдумал для двоих, видимо, разделил пополам, словно реку берегОм», возможно, имелось в виду «берегАм». Впрочем, от замены гласных результат становится еще глупее. Что это за дикая фраза - «разделил берегам»? Я разделил тысячу рублей двум людям? Маша разделила водку Кате и Лиде? И вообще, что это такое - разделенная пополам река? Как ее пилили - вдоль, что ли?

Впрочем, к сожалению, я действительно забыл несколько феерических фраз, достойных упоминания.

Самолеты так и не встретились

Солистка группы «Гости из будущего» в песне «Лучшее в тебе» переживает: «Рассыпаны созвездья-города, и наши самолеты в небе разминутся». Мы все, к сожалению, прекрасно знаем, что бывает, когда самолеты в небе ВСТРЕЧАЮТСЯ. Романтические свидания после такого, говорят, возможны. Причем местом их действительно будут небеса - только уже не те, в которых летают авиалайнеры.

Некая группа «Знаки» года полтора назад зажигала на фестивалях вроде «Нашествия» с песней «Полли». «Проще все сказать устно, это так грустно: твои глаза взяли и завязали чьи-то чужие часовые пояса». Согласитесь, страшное выражение: «сказать устно». А как еще люди могут ГОВОРИТЬ? Письменно, что ли? Нет, милые мои: письменно в крайнем случае высказываются. И от этих ГЛАЗ, связывающих ЧАСОВЫЕ ПОЯСА, тоже мороз идет по коже.

Дальше следует еще одна чудная фраза: «Ведь даже тысячная часть одной мили слишком велика, когда кричишь или пишешь письмо». Автор хотел сказать «полтора метра», но вовремя вспомнил, что простота - она ведь хуже воровства, и ребята на «Нашествии» могут не оценить столь обыденную меру измерения.

Лирический герой Олега Газманова любит так сильно, что землю нюхать готов.

Но вернемся к глазам. Ошибкой было бы думать, что только они могут что-то завязывать. В случае чего на шалунов найдется управа: их ведь и самих можно связать. «И глаза, и губы завязали туго мы ниточкой одной», как поет Жасмин в песне «Не говори мне».

Знойная женщина, мечта сантехника

«У меня губки бантиком, попка краником, грудки гоп-ца-ца, гоп-ца-ца», - нахваливает собственную анатомию Бьянка в песне «Про любовь». Попка, извините, чем? Откуда эти сантехнические подробности? Или попка у Бьянки строительным краником, а целевая аудитория песни в таком случае - не сантехники, а бригады, возводящие в Москве новостройки?

Песня  «На заре» в исполнении Олега Газманова заставила одного известного журналиста провести подробный допрос исполнителя. В частности, интервьюера понятным образом смутила строка «Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну». «Почему?» - только и смог спросить он. «А потому, что со всей силы. Как вам еще ответить?! - не смутился Газманов. - ...Что здесь неясного?! ЛЮБОВЬ!» Ну что же, воздействие на человека любви ученые, как видно, не зря сравнивают с воздействием кокаина. А Газманову достается приз за самое неуклюжее описание сильных чувств.

Круто, но путано и непонятно

Отдельно хочется упомянуть Константина Меладзе - талантливого композитора, но, к сожалению, графомана. Похоже, Меладзе (как и, например, Игорь Матвиенко) озабочен прежде всего музыкой; к тексту он относится, как к чему-то второстепенному, к рифмованному бу-бу-бу, которое не должно отвлекать потребителя ни от форм участниц «ВИА Гры», ни от действительно красивых порой мелодий. Он не понимает, что сводит все усилия на нет текстами, которые есть набор корявостей.

Фразу «Назад от праздников ко вторникам, назад от финиша к исходникам», конечно, можно дешифровать, но радости от этого - никакой. «Я готова быть ведома тобой, чем выше любовь, тем ниже поцелуи» - домотканый эротизм, вызвавший у  большей части аудитории довольно-таки понятное улюлюканье. «Послушай, это не долго, наблюденье моряка: все реки, рано ли, поздно, попадают в океан», - поет братец композитора, и это удивительное наблюдение заставляет очуметь троих секс-бомб: «Неверо-неверо-невероятно, круто, но путано и непонятно». Непонятно, в чем здесь крутизна.

Впрочем, отнюдь не все стремятся писать путано; ударяются и в другую крайность - первобытное искусство. Вот строка из песни группы «Челси», которую уже многим старшеклассникам пришлось выслушать на выпускных балах, и многим еще придется. «Последний звонок, и школьный урок остался уже позади. Последний звонок, и новый урок готовит нам жизнь впереди». Это я, пожалуй, даже не стану комментировать. Было бы слишком жестоко - все равно что топтать незабудки или мучить буренку.



ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Мусорный ветер

К идиотским строчкам до какого-то момента не относишься всерьез. Да, они глупые - но ведь они же и смешные. Правда, когда мусор начинает нестись отовсюду, из каждого включенного приемника в супермаркете или такси, из телевизора и из окон, становится довольно трудно его игнорировать.

Я могу ошибаться, но вся эта дрянь (а под дрянью я подразумеваю минимум 90 процентов российских поп-песен) сильно вредит языку и культуре. Она воздействует на него потихоньку, но постоянно. Для языка эти песенки гораздо вреднее, чем модные импортные слова вроде «дауншифтинг» - те-то как раз безобидны, русский язык уже много чего впитал из иностранных, а многое попробовал и отверг, и ничуть при этом не пострадал. А вот ежедневное устное издевательство, которое халтурщики и графоманы устраивают над стилистикой, едва ли обернется чем-то путным. Человека с хорошим вкусом стошнит, если его час заставить слушать современную поп-радиостанцию. Ну а у какого-нибудь подростка хороший вкус может вообще не сформироваться, если  его ежедневно оглушать бессмысленными «гоп-ца-ца».

Может, ввести худсоветы, как в советские времена? Нет, конечно, - худсоветы-то как раз хорошее умели рубить еще лучше, чем плохое. Остается писать вот такие заметки. Рассчитывая на то, что авторы песен окажутся ранимыми людьми и после прочтения им станет как-то не по себе. И в следующий раз они десять раз перечтут свое «стихотворение» или по крайней мере поручат его написать поэту, лучше знающему русский язык. Да, я знаю, это наивная надежда, но все-таки, все-таки...


 


Автор ждет ваших откликов на сайте