Зачем поменяли Устав?
Архиерейский Собор открылся 29 ноября. Его уже успели окрестить "историческим", так как мероприятие приурочили к столетию Поместного собора РПЦ 1917-1918 годов, во время которого священнослужители приняли решение о восстановлении патриаршества на Руси.
Во время нынешнего Собора произошли не менее важные события для украинского духовенства.
Первое событие: Архиерейский Собор поддержал предложение Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия внести в устав РПЦ изменения, которые очерчивают независимость Украинской Православной Церкви.
Второе: письмо Патриарха Филарета, написанное Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви, в котором он призвал объединиться, "попросил прощения" и "простил сам".
Кто будет управлять Украинской Православной церковью?
Если не углубляться в юридическо-церковные нюансы, то на сегодняшний день, в Уставе РПЦ статус УПЦ отражен в пункте 18 Главы XI под названием "Самоуправляемые Церкви".
Но это не совсем соответствует определению Архиерейского Собора 1990 года "о предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в ее управлении".
Во время своего выступления на Соборе Митрополит Онуфрий предложил вынести в Уставе отдельную главу с названием "Украинская Православная Церковь" и в ней четко прописать, что УПЦ предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении. С центром управления в Киеве.
- На самом деле статус не изменился. Изменился Устав, который до этого момента не содержал отдельной главы, посвященной УПЦ. И это вызывало определенные недопонимания. По настоянию Блаженнейшего Митрополита Онуфрия было принято решение о том, чтобы в Уставе Русской Православной церкви была выделена отдельная глава, посвященная Украинской Православной церкви и в этой главе как раз будет собрано все, что касается УПЦ. Можно сказать, что теперь УПЦ обладает широкими правами и автономией, - объяснил "КП в Украине" проректор Киевской духовной академии Архимандрит Сильвестр.
Просьбу Онуфрия Собор единогласно поддержал, и правки внесли.
Еще одним немаловажным нюансом является то, что после внесения правок, отныне Высший общецерковный суд имеет юрисдикцию во всей Русской православной церкви, кроме Украинской.
Для чего церкви нужен суверенитет?
Если коснуться нюансов юридических, то в мае 2017 года в Верховной Раде собирались голосовать за законопроекты "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором" и "О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях".
Если не углубляться в юридические нюансы, то законы были направлены на то, чтобы держать церковь под контролем государства: назначение руководства церквей должно было происходить только после согласования кандидатур с государством. Приглашать иностранных граждан для проповедничества в Украине только после согласования с государством. Также госорганы оставляли за собой право запрещать деятельности религиозной организаций в Украине.
Принятие изменений в Устав снимает эти требования к УПЦ, так как Киев теперь является центром метрополии, и претензии в том, что центр находится за пределами Украины – отпадают.
К чему призывал Филарет?
Вторым не менее значительным событием стало письмо, написанное предстоятелем УПЦ Киевского патриархата Филаретом Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви. Документ был зачитан во время Собора.
В тексте письма Филарет попросил о восстановлении "евхаристического и молитвенного общения с УПЦ и об отмене решений", в том числе о "прещениях и отлучениях" и попросил прощения и сам простил всех.
Первый шаг к примерению?
Вокруг письма Филарета разгорелись самые настоящие страсти. Представители церкви отнеслись к посланию очень неоднозначно.
- В тексте письма риторика, которая раньше не наблюдалась. Важно обратить внимание на подпись: там стоит только имя, без сана. Сана Филарета лишили на Соборах 1992 и 1998 годах, но он этого не признавал и подписывался как Патриарх. В этот раз он этого не сделал, значит принимает правоту лишения себя оного. Как он сейчас объясняет, сделал он это чтобы уважить мнение той стороны, к которой обращается, - рассказал "КП в Украине" проректор Киевской духовной академии Архимандрит Сильвестр.
В УПЦ КП факт слов извинения предстоятеля УПЦ Киевского патриархата Филарета трактуют иначе. По официальной информации пресс-центра Киевской Патриархии, инициатором написания письма Филаретом выступили представители Московского Патриархии.
"Через посредничество Первоиерарха РПЦ митрополита Иллариона (Капрала) недавно Московская Патриархия выразила желание вступить в диалог с Патриархом Филаретом. Непосредственным предметом диалога имелось ввиду преодоление всего комплекса проблем, которые препятствуют нормальному церковному общению между РПЦ и УПЦ КП, которое должно быть между Поместными Церквями", - написали на сайте УПЦ Киевского Патриархата.
Главной преградой для общения с Филаретом является решение о "снятии сана" в 1992 году и анафема в 1997 году. Первым шагом для восстановления отношений между двумя Поместными Церквями должно было стать решение Архиерейского Собора РПЦ, про "признание небывшим" указанных решений насчет Патриарха Филарета, как это было ранее сделано для диалога со старообрядцами.
В письме были осознанно обойдены острые углы, для того чтобы обе стороны имели возможность "сохранить лицо". Ну, а прощать и просить прощения – обязанность каждого христианина.
Кстати
Во время Собора создали комиссию для переговоров по преодолению церковного раскола в Украине, сообщил сайт Украинской православной церкви. Члены священного Собора единогласно поддержали это предложение.
В состав комиссии вошли:
- митрополит Волоколамский Иларион (председатель);
- митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами УПЦ;
- митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор;
- митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, председатель ОВЦС УПЦ;
- протоиерей Николай Балашов;
- протоиерей Николай Данилевич;
- протоиерей Игорь Якимчук.