Ридли Скотт пришел в кино поздно: первый полнометражный фильм он снял, когда ему было под 40. Зато в следующие 40 лет он построил блистательную карьеру, став живым классиком и поставив как минимум два классических фильма, взорвавших представления о фантастике, - "Чужой" и "Бегущий по лезвию". И хотя девятый десяток Скотт разменивает, так и не получив ни одного "Оскара", он и в свои 80 один из главных режиссеров на планете.
Монстр, полный секса
Студия 20th Century Fox согласилась финансировать "Чужого" только из-за успеха "Звездных войн": до них фантастические фильмы про космос считались не очень перспективным направлением. В качестве постановщика выбрали Скотта, который к тому моменту снял только историческую драму "Дуэлянты", зато эти "Дуэлянты" попали на конкурс в Канны и получили приз за лучший дебют. Скотт откликнулся с энтузиазмом: ему тоже понравились "Звездные войны". Кроме того, его потрясли работы швейцарского художника-сюрреалиста Х. Р. Гигера. Тот в итоге оформил и некоторые декорации, которые потрясли актрису Веронику Картрайт: "Так эротично! Ты заходишь в декорацию, словно в какое-то огромное чрево..." Сексуальные мотивы в "Чужом", если присмотреться, повсюду: монстр, в сущности, насилует людей, как женщин, так и мужчин, и делает их "беременными".
Чужой у Гигера получился таким страшным, что религиозные фанатики после первых показов пытались сжечь его фигуру, выставленную у входа в кинотеатр, объявив творением дьявола. А когда монстр выскакивал из груди героя Джона Херта, люди в зале орали, многие сбегали в туалет, и их там тошнило.
Завершаться фильм, по мысли Скотта, должен был сценой, в которой Чужой откусывает героине Сигурни Уивер голову. Продюсеры сказали решительное нет, благодаря чему
Уивер потом смогла сыграть лейтенанта Эллен Рипли еще в трех фильмах.
|
Как Харрисон Форд провел 50 ночей под дождем
"Звездные войны" частично повлияли и на "Бегущего по лезвию" - в том плане, что Харрисона Форда пригласили на главную роль в основном благодаря успехам этой космической оперы. До того главным претендентом был Дастин Хоффман. Рассматривались также кандидатуры Арнольда Шварценеггера, Джека Николсона, Клинта Иствуда, Шона Коннери, Аль Пачино и Пола Ньюмена. Увы, отношения с Фордом у Скотта сразу сложились отвратительные (актеру не нравилось все, особенно съемки на протяжении 50 ночей подряд под струями дождя из поливальной машины), но отступать было поздно. Помирились они только много лет спустя.
Рутгер Хауэр, с другой стороны, был единственным кандидатом на роль репликанта Роя Бэтти, причем Скотт утвердил его, даже с ним не встречаясь - просто он видел его работы в голландских фильмах, снятых Полом Верхувеном. Хауэр решил поиздеваться над Скоттом и пришел на первую встречу с режиссером в огромных зеленых очках, розовых сатиновых штанах и свитере с изображением лисички. Увидев вживую своего актера в таком виде, Скотт побелел. Впрочем, в итоге они отлично поладили: Хауэр даже сам написал финальный монолог своего персонажа ("Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы под дождем..."), и Скотт включил его в фильм.
В основе "Бегущего по лезвию" - повесть Филипа К. Дика "Снятся ли андроидам электрические овцы?". Дик придумал ее, когда читал дневники офицеров СС: он был потрясен полным отсутствием у нацистов сострадания к людям и решил, что они - какой-то отдельный класс человекоподобных существ. Так и возникла идея андроидов (в фильме - репликантов), которые ничем не отличаются от людей, только не являются ими.
|
Гладиаторам запретили заниматься рекламой
Рассел Кроу был ужасно рад, когда возникла перспектива сыграть главную роль в "Гладиаторе": он был фанатом Ридли Скотта. Но потом выяснилось, что сценарий фильма - откровенно недоделанный. В итоге Кроу сам придумал довольно много реплик генерала Максимуса.
Проект был рискованным: никто не думал об "Оскарах" (а "Гладиатор" в итоге получил их пять), думали только о том, как бы не провалиться. Жанр исторического эпоса (так называемого пеплума) был очень популярен в 50-е, но к началу XXI века в Голливуде его уже позабыли. Скотту очень хотелось воспроизвести на экране настоящий, реалистический Древний Рим, но постоянно приходилось отклоняться от исторической правды. Например, оказалось, что реальные гладиаторы активно занимались рекламой, расхваливая те или иные товары чуть ли прямо не перед боями; Скотт решил, что современная публика в это не поверит. Ради красоты пришлось в итоге наврать и с костюмами персонажей...
Несмотря на все это, "Гладиатор" стал хитом и возродил моду на историческое кино.
10 самых известных фильмов
- "Чужой" (1979)
- "Бегущий по лезвию" (1982)
- "Тельма и Луиза" (1991)
- "Солдат Джейн" (1997)
- "Гладиатор" (2000)
- "Ганнибал" (2001)
- "Падение "Черного ястреба" (2001)
- "Царство небесное" (2005)
- "Прометей" (2012)
- "Марсианин" (2015)