В одном из предыдущих номеров «КП» была опубликована статья, посвященная причинам перехода на цифровой формат в мире и коллизиям перехода на цифровой формат в Киеве. Мы попытались разобраться в причинах возникших проблем, а также высказать свою точку зрения на то, как искать баланс интересов всех сторон, принимающих участие в процессе. Сегодня продолжим тему перехода и поможем разобраться в происходящих событиях.
Конфликт урегулирован
Основным событием прошлой недели стало то, что 19 марта 2008 года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания принял решение отозвать судебный иск относительно аннулирования лицензии компании «ВОЛЯ-кабель». Так что успешно урегулированный конфликт означает, что информационные права полумиллиона абонентов компании были учтены, они добились защиты своих прав на информацию и теперь будут получать качественный, технически модернизированный цифровой сигнал.
В комментариях Нацсовета была отмечена необходимость учесть опыт ВОЛИ при переходе Украины с аналогового вещания на цифровое. Ведь проблема, которая возникла у жителей Деснянского района города Киева (жилищный массив Троещина), в 2015 году может возникнуть у многих украинцев. Компания ВОЛЯ обязалась продолжать активно информировать абонентов и рассказывать о преимуществах, которые они получат при переходе на современную цифровую технологию. Так что все хорошо, что хорошо заканчивается. Киев не остался без телевидения.
Однако у тех, кто еще пользуется аналоговым вещанием, все равно остались вопросы: «А, это только у нас? А почему нельзя оставить все, как есть?» Поэтому давайте попробуем разобраться.
Почему нужны изменения
Многие продолжают задавать вопрос - а это только в Киеве или везде? Отвечаем: везде. По всему миру. В Украине это должно произойти повсеместно к 2015 году. И перейти на новую технологию должны все провайдеры телекоммуникаций. Правда, кому-то это надо делать первым. 2015 год - близко. А Евро-2012 - еще ближе. И пока мы будем раскачиваться и собираться куда-то перейти - будет уже поздно. За день такие переходы не случаются.
Почему нельзя оставить все, как есть? Попробуем пояснить на простых примерах.
С одной стороны, изменение технологий - это историческая неизбежность. Любая технология когда-то устаревает и больше не используется. Недаром же человечество постоянно старается придумать что-то более экономичное и качественное. Вот и черно-белые ламповые телевизоры можно увидеть разве что в музеях.
С другой стороны, с ростом числа предложений от производителей телевизионной электроники технология, по которой к потребителям доставляется телевизионный сигнал, уже не оправдывает их ожиданий. Зачем покупать новый хороший телевизор, если качество аналогового сигнала останется, как на старом? Изображение и звук похрамывают (можно даже иногда радиостанции таксистов услышать, особенно в праздники), каналов доступных маловато, да и те только местные, и дополнительных удобств тоже никаких нет.
Давайте вспомним, как мы делаем покупки. Мы не ищем старые модели, похуже и попроще, а ориентируемся на характеристики того или иного продукта и на свой бюджет. Так и с телевидением. Нам всем в первую очередь важно то, что мы в итоге получаем: качество изображения, выбор телеканалов или пакетов телеканалов. При этом для нас не столь важно, с помощью какой технологии мы получаем услугу. Потому провайдер и оператор должны решить, каким способом можно обеспечить абоненту качественное предоставление услуги кабельного телевидения по приемлемым ценам. Если это уже невозможно сделать с помощью, например, старой аналоговой технологии, то ищется иное решение. И оно найдено - внедрение современной цифровой технологии. С точки зрения потребителя, при этом ничего существенно менять не нужно - телевизор как работал, так и будет работать. Однако улучшится качество картинки, расширится в несколько раз выбор программ и разнообразных пакетов, появятся дополнительные удобства - т. е. именно те характеристики, которые являются самыми важными для нас как потребителей. Так что услуга кабельного телевидения продолжает предоставляться, но уже с использованием современной цифровой технологии.
Старые технологии дорожают
Есть еще и третья сторона - экономичность. Чем старее технология - тем дороже ее поддержание. Это как с автомобилем: чем он «старше» - тем дороже обходится его содержание. Потому растет цена за аналоговый стандарт услуги кабельного ТВ. Обусловлено это, во-первых, увеличением переменной части ее себестоимости, которая напрямую зависит от общего повышения цен в экономике. Во-вторых, увеличиваются расходы на техническое обслуживание аналоговых составляющих телекоммуникационной сети.
На примере это выглядит так: в январе 2008-го цена за аналоговый пакет кабельного ТВ компании ВОЛЯ составляла 26,9 грн./мес. По прогнозу Госкомстатистики, уровень инфляции текущего года - 9-12%. То есть цена должна составить 29-30 грн. Однако с учетом роста цен на аналоговое оборудование и его поддержку в рабочем состоянии до конца 2008 года абонентская плата за аналоговый социальный пакет, скорее всего, достигнет 32-34 грн./мес. (т. е. увеличится еще на 18-20%). А в следующем году - поддержка аналоговой технологии будет обходиться уже на 25% дороже. Согласитесь, что предлагать абонентам платить больше на 25%, причем ничего не улучшая в содержании услуги, - это нонсенс. В свою очередь при использовании цифрового формата останется только корректировка раз в год на установленный инфляционный рейтинг.
Замена - в три этапа
Оператор телекоммуникационной сети, с которым у ВОЛИ заключен договор, в 2007 году разработал план поэтапного перевода всей телекоммуникационной сети на цифровой формат. Процесс замены аналоговой технологии проходит в три этапа:
- 1-й этап (начался в 2007 году): переводятся сегменты сети, расположенные в четырех районах Киева (Оболонский, Деснянский, Дарницкий, Днепровский);
- 2-й этап (начнется со второго квартала 2008 года): Печерский, Шевченковский, Соломенский, Подольский;
- 3-й этап (четвертый квартал 2008 года): оставшиеся два района - Голосеевский и Святошинский.
В самой компании ВОЛЯ считают, что такой поэтапный подход позволяет сделать процесс изменения технологии предоставления услуги максимально удобным для абонентов. Причем абоненты компании ВОЛЯ не только увидят разницу в качестве изображения, но и смогут пользоваться дополнительными удобствами (телепрограмма на экране телевизора, субтитры, выбор языка и др.).
Не пропустите информацию
Немаловажно, насколько внимательны мы с вами. В качестве индивидуального информирования на счетах за аналоговое ТВ указываются три простых шага, которые надо сделать, чтобы получить услугу кабельного ТВ в цифровом формате. ВОЛЯ со своей стороны просит не откладывать переход. Чтобы не создавать очередей, нужно подойти в удобное время в один из контакт-центров компании, забрать оборудование и оформить все необходимые документы либо позвонить и сделать заявку на доставку оборудования на дом.
Кстати, дополнительно начиная с 2008 года, в соответствии с поэтапным планом перехода компания размещает объявления для своих абонентов через местные и районные СМИ, а также информирует путем личных уведомлений (писем, плакатов на подъездах и информационных листовок).
Рекомендации стоит принять к сведению и уже начинать думать, на какой цифровой пакет подписаться: 35 или более 120 каналов?
«Потребность в качественных современных услугах растет»
Президент компании ВОЛЯ Сергей БОЙКО:
- Сегодня практически все операторы нашей страны установили и тестируют цифровые станции. И это не удивительно - ведь даже эфирному телевидению в Украине необходимо стать цифровым не позднее 2015 года. А цифровое кабельное телевидение, или эфирное, или спутниковая «тарелка» - это решает каждый сам для себя, проанализировав затраты, удобство услуги и предлагаемые телеканалы. Одно могу сказать точно: сейчас за процессом перехода на цифровой формат телевидения лидирующего провайдера компании ВОЛЯ наблюдают многие. С одной стороны, быть первым в любом процессе очень почетно, но с другой стороны - непросто. Все внимание обращено на компанию - потому что на нашем опыте хотят учиться.