Как защититься от оскорблений в общественных местах, на работе и в семье

А вот хамить не надо!

Рисунок: Катерина МАРТИНОВИЧ

Недавно угодила я в противную историю. Стою в очереди в магазине. Вывалила покупки на ленту и на шаг отошла - поставить корзинку на входе. Возвращаюсь к кассе, а там уже обслуживают какую-то супружескую пару! Они просто наложили свою кучу товаров впереди моей, а кассирша сделала вид, будто меня вовсе не было. Я аж задохнулась: "Позвольте, это что?!" Дама с мужем принялись надо мной издеваться: мол, никто не обязан замечать ваше барахло, выпейте валерьянки, хотя лучше яду, а то шуму от вас много. Единственное, что я смогла пробормотать в ответ: "Как вам не стыдно!" А так хотелось проорать что-нибудь эффектное.

Как правильно реагировать на подобное поведение и ставить на место грубиянов без ущерба для нервов и нарушений Уголовного кодекса, рассказывает психолог Анна Хныкина. 

Люди лезут без очереди

Психолог:

- Итак, описанный выше случай. Не всех людей можно поставить на место. Есть такие профессиональные хамы - "тролли", которые в жизни больше ничем не занимаются, а часто зарабатывают этим деньги. Можно научиться хамить им в ответ. Но это уже манипуляции. Я сторонник другого подхода. Нужно вырабатывать в себе внутреннее спокойствие и адекватный контакт с реальностью.

Люди, которые лезут без очереди, ведут себя, как подростки. А ты представь себя взрослым человеком по сравнению с ними, опирайся на свое достоинство. Вступать в переговоры с обнаглевшими детьми можно только из позиции старшего. Если человек провоцирует тебя на хамство, можно предложить: "Давайте успокоимся и разберемся, что произошло". "Как вам не стыдно" - тоже хороший вариант, если произнести эту фразу спокойно, с достоинством. Когда ты видишь, что человек реагирует негативно, значит, перед тобой социопат, которому чувство стыда чуждо. Контакт с ним опасен: может и ударить. Кричать что-то в ответ - это присоединяться к хаму, опускаться на их уровень. И после воплей только будешь чувствовать себя паршиво - дала слабину, сорвалась. 

"Уступи мне место!" 

Часто бывает такое: едешь с работы усталая, с сумками, на каблуках. Полный автобус мужиков сидит, тестостероном пышет. И тут входит она - "человек старшего возраста", которому надо "уступить место". И мимо всех бугаев она шасть к тебе и давай бухтеть: "Вот молодежь! Сидят бессовестные". Мне в таких случаях всегда охота показать паспорт (какая я вам молодежь в 44 года), отчеканить строго: "У меня артроз, склероз и психоз!" Но вместо этого я встаю и ковыляю куда-нибудь в угол вагона, подальше от склочной старушки.

Психолог:

- Пожилая дама выбирает самое "слабое звено", потому что сидящих бугаев боится. Но здесь не стыдно защитить свои границы. Можно привлечь внимание окружающих: "Посмотрите, солидная дама, а ведет себя как базарная баба!" Лучше, конечно, после этого встать и уйти, увы. Зато получите удовлетворение. Советовать ей обратиться к мужчинам, скорее всего, бесполезно. Сильный пол в таких ситуациях резко впадает в глубокий сон. Да и ей они не нужны: она выбрала вас в качестве жертвы, чтобы манипулировать на вашем чувстве вины. 

Вредный кассир

А как иной раз кассиры хамят - просто песня! "Сколько раз говорить - корзинку под кассу ставим!" Или: "Объявление читайте - только наличные принимаем!" Так и хочется выругаться в ответ.

Психолог:

- Поставить на место хамящего сотрудника проще, чем просто хама. Во-первых, сразу вспоминаем "позицию взрослого". Во-вторых, спокойным голосом говорим: "Пожалуйста, пригласите администратора". Администратору - опять спокойно - задаем вопрос: "По какой причине ваш сотрудник разговаривает хамским тоном? Я пришла в магазин не для того, чтобы меня воспитывали. Если кассир устала, дайте ей выходной, чтобы не отравляла людям удовольствие от покупок в вашем магазине". Но чаще всего - особенно в супермаркетах экономкласса - менеджера никто не зовет. Кассирша каменеет лицом и ждет, когда другие покупатели усмирят твой праведный гнев воплями, что вы их задерживаете. Тогда бросьте покупки, пойдите в торговый зал и сами найдите администратора. Очередь, поняв, что орать им не на кого, сама разойдется по другим кассам. Это зай­мет время, зато вы выйдете из ситуации победителем. То, что кассирше влетит от начальства, можно не сомневаться. Еще один способ: достаете телефон и молча начинаете снимать хамящего на рабочем месте, выкладываете видео в интернет и кидаете ссылку по корпоративной почте этого супермаркета (у больших торговых сетей есть свои сайты). 

Обижают родители

Известно, что хамство бывает не только трамвайных сортов. Нередкий случай, когда самые близкие люди обижают. Да вот хотя бы родная мама! Кому родительница под горячую руку не бросала: "Какой же ты косорукий, бестолковый, непутевый!" (Нужное подчеркнуть.)

Психолог:

- Прекратить перепалки с мамой труднее. Но надо и здесь научиться брать себя в руки. Маме (или папе, или любому старшему родственнику) говорим: "Мне очень жаль, что у тебя нет для меня других эпитетов. Очень грустно это слышать от дорогого человека. Ну можем поговорить о том, кто воспитал такого нелепого человека, как я". Но ни в коем случае не переходить на оскорбления. Это путь в скандал. 

Если вдруг оборзел супруг 

А бывает и любимый муж (жена) возьми да ляпни в пылу спора: "Ну что ты чушь несешь?!" Обидно же!

Психолог:

- Здесь тоже работает хладнокровие. В ответ на обидный выпад сказать: "Я не хочу воевать. Я буду готова продолжать разговор, когда ты сменишь тон". Именно эта фраза - "Я не буду воевать" - уберегает близкие отношения от конфликтов и - от распада в итоге. 

Коллеги подкалывают

На работе тоже порой без наездов не обходится. У кого не бывало: опоздаешь маленько на службу, и тут же коллега-язва сладеньким голоском: "Ой, что-то ты у нас поспать любишь! Прямо скучаем по тебе по утрам".

Психолог: 

- На ехидные шуточки равного по должности можно не реагировать: ты не обязан перед ним отчитываться. Можно просто возразить: "Ой, Марьванна, везет вам, у вас есть время пошутить, а я сегодня задержался, у меня времени нет на юмор, работы невпроворот". Если начальник язвит по поводу ваших профессиональных качеств, просто обсудите с ним, чем он конкретно недоволен и как вам стать более эффективным. Молчаливое проглатывание обиды ни к чему хорошему не приведет. 

Ребенок грубит

Моя подруга в замешательстве. Сынок подрос - и родителям стал похамливать. "Отстаньте, не ваше дело", - он готов нагрубить в ответ на любой даже самый невинный вопрос типа: "Обедать будешь?" Что делать? 14 лет, переходный возраст...

Психолог:

- Если ребенок провоцирует вас на агрессию, на самом деле имеет внутреннее послание: "Я думаю, что ты меня не любишь". Поддаваться на эту провокацию означает признать: "Да, ты плохой, я тебя не люблю". Чтобы продвинуться к сближению, на колкости отвечать: "Я тебя очень люблю, дорогой сын (дочь), но готова продолжать разговор, когда ты сменишь тон". 

Кстати

А что в соцсетях? 

Как обуздать интернет-тролля? Ну то есть того, кто пишет вам едкие обидные реплики, оттачивая свое остроумие. Иногда ужасно неприятно бывает.

- Вся фишка нашего сегодняшнего разговора в том, что на любое хамство очень тянет ответить. Но вот в сети точно не надо отвечать. "Кормить троллей" категорически воспрещается. Хотите стать профессиональным "бойцом", идите на курсы, сделайте из этого свое хобби, если хотите питаться негативными эмоциями. Но самый здоровый вариант - игнорировать виртуальное хамье.