Пожароопасная вода
Клод Моне обожал писать кувшинки и лилии, но только одна картина заставляла вздрагивать всех ее владельцев. По легенде, она поджигает дома, в которых находится.
Сначала пострадал сам импрессионист: во время вечеринки, которую художник закатил по случаю окончания работы, сгорела его мастерская. Но "Водяные лилии" уцелели.
Потом картину купило кабаре на Монмартре. Оно сгорело через месяц. Сама картина не пострадала. Через год вспыхнул дом коллекционера Отто Шмитца, которому приглянулось полотно. Уцелела в огне лишь одна стена, и это была, как вы уже догадались, та, где висели "Лилии"...
В 1958 году картина оказалась в Музее современных искусств в Нью-Йорке. Здесь поставили самую современную систему противопожарной безопасности и охранника, который лично должен был контролировать "Лилии". Но через три месяца музей загорелся, погиб один из сотрудников. Серьезно пострадали и сами "Лилии". Сейчас картина по-прежнему принадлежит нью-йоркскому музею, но пожаров здесь больше не происходит.
|
Чьи медведи на картине Шишкина?
Мало кто знает, что у художников тоже есть "узкая специализация" и иногда они просят коллег помочь их с изображением каких-то деталей на полотне. Ну в случае, если соратник по кисти более умелый в прорисовке линии лба или кромки неба. Так, например, для картины "Пушкин на берегу моря" Айвазовского фигуру поэта нарисовал Репин, а для полотна Левитана "Осенний день. Сокольники" даму в черном писал Николай Чехов.
У пейзажиста Шишкина, который мог часами прорисовывать каждую травинку, на картине "Утро в сосновом лесу" не получались медведи. Он бился над косолапыми месяц, стирая и рисуя их снова, но все равно выходило неправдоподобно. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Константин Савицкий.
|
"Лодка" Матисса два месяца висела перевернутой в музее
В нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса "Лодка". Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит... вверх ногами.
На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус - это отражение первого на глади воды. Для того чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса должен быть направлен в правый верхний угол. Но никто, ни один ценитель искусства сразу не заметил подвоха. Хотя сами видите: поди пойми, где тут верх, а где низ...
|
"Неравный брак" чуть не разрушил дружбу
"Она меня променяла на богатого фабриканта!" - рыдал, объясняя причину расставания с возлюбленной Софьей Рыбниковой, друг молодого художника Василия Пукирева купец Сергей Варенцов. И пока брошенный жених пытался понять, что 24-летняя любимая нашла в этом "старике" (хотя сопернику по фамилии Карзинкин было всего 37 лет), художник взял да и использовал этот сюжет для картины "Неравный брак". Правда, разница в возрасте молодоженов на картине кажется гораздо большей.
Нашлось место на полотне и отставленному жениху - это он выглядывает из-за плеча невесты с немым упреком. Ему, кстати, в то время было 30 лет.
Увидев картину на презентации - то была Академическая выставка 1863 года, - Варенцов закатил другу скандал. Пукиреву пришлось изменить образ Варенцова на картине. Говорят, чтобы было быстрее, художник взял за основу свое лицо. В итоге примирение между друзьями все-таки состоялось. А картина так понравилась критикам, что Пукиреву за нее дали звание профессора.
Между тем сама невеста Софья Рыбникова оказалась очень счастлива в "неравном браке". Родила троих детей, построила за городом усадьбу, прожила 35 лет в любви и согласии.
|
Рембрандт: выйти из сумрака
Визитная карточка Рембрандта - картина "Ночной дозор". А точнее - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга".
После написания полотно было размещено в здании Стрелкового общества. Затем провисело в различных залах почти 200 лет и было обнаружено искусствоведами только в XIX веке - при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на темном фоне, ее назвали "Ночной дозор". Под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
И только при реставрации, проведенной в 1947 году, обнаружилось, что в зале общества картина успела покрыться слоем копоти. После чистки окончательно стало ясно, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит в светлое время суток. То есть дозор-то дневной! Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - около 14 часов.
|
|
В тему
Сальвадор Дали - автор... логотипа "Чупа-чупс"
В 1958 году в наследство от деда Энрике Бернату досталась убыточная компания. Внук решил поднять фирму с колен и сосредоточился на выпуске леденцов. Но как сделать их известными? Начать продавать их на пластиковой палочке. До него на деревянной "подставке" продавались только самодельные петушки, поэтому такой модный формат быстро сделал чупа-чупс популярным. Оставалось сделать его узнаваемым.
- Обратиться с просьбой к Сальвадору Дали о создании логотипа было "ну очень большой наглостью", - признался хваткий предприниматель позже. Но, к удивлению, эксцентричный мастер согласился. Говорят, за полмиллиона долларов.
Сегодня это изображение красуется на леденцах в несколько измененном виде - но оно узнаваемо.
Кстати, спустя десять лет с благословения Папы Римского Сальвадор Дали выпустил уникальную версию Библии со своими иллюстрациями. Если ты гений, то гений во всем.