Не должен, но работает
В интернете оживление: британская газета The Daily Mail сообщила, что специалисты Китайской академии космических технологий и Китайского космического агентства, работая под руководством доктора Чен Ю, построили EmDrive - "невозможный" двигатель, который создает тягу без отброса массы. Якобы это явствует из китайского ролика, который распространил канал CCTV.com.
Если верить ролику, то китайцы убедились, что их EmDrive достаточно эффективен, и теперь планируют продолжить эксперименты в космосе. Что совсем не исключено - в прошлом году на пресс-конференции в Пекине они подтверждали, что уже несколько лет конструируют свой вариант EmDrive, поверив, что он реально "тянет". Нынешнее достижение - еще одно тому подтверждение. Работы с 2010 года финансирует китайское правительство.
Испытания своего EmDrive проводят в исследовательском центре НАСА - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory. В рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power были опубликованы результаты с описанием экспериментов и задокументированным "достижением" - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, чтобы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.
Ведро какое-то
Изобрел EmDrive британский ученый Роджер Шойер. В 2000 году он продемонстрировал прототип своего двигателя. У нас его очень быстро окрестили гравицапой - гравицапой Шойера. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, как аппарат, на котором летали герои фильма "Кин-дза-дза!". Подобным образом - без какого-либо выхлопа - разгоняются и летающие тарелки из других фантастических фильмов. Но в реальной жизни все существующие ныне космические двигатели создают тягу, что-то отбрасывая - то ли продукты сгорания топлива, то ли ионы, разогнанные электромагнитным полем.
"Здравомыслящие ученые" в EmDrive не верят. Считают, что он противоречит законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Стало быть, работать не может. Но почему-то работает.
Сам Шойер полагает, что тяга появляется за счет асимметрии "ведра" - усеченного конуса. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное. У коллег, поддерживающих изобретателя, более изощренные объяснения, примиряющие "гравицапу" с Ньютоном.
Невидимый свет
- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - уверен один из теоретиков профессор Арто Аннила из Университета Хельсинки, опубликовавший свою гипотезу в журнале AIP Advances.
По мнению ученого, "гравицапа" отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно.
Фотоны, вылетевшие наружу, не проявляют себя в виде света, поскольку гасят друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны с так называемой нулевой поляризацией. В результате чего тяга и возникает.
Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не видно.
Есть и более экзотические гипотезы, число которых приближается к десятку. Их авторы грешат то на некий возникающий в ведре "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого двигатель отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".
Полетим на Альфу Центавра
Расчеты свидетельствуют, что, оснащенный сверхпроводящими магнитами, полномасштабный EmDrivе потянет с силой в 3 тонны на каждый киловатт подводимой электрической энергии. То есть позволит создавать даже летающие автомобили.
Космический корабль с "гравицапами Шойера" сможет разогнаться до скорости в 10 процентов от скорости света. Это 30 тысяч километров в секунду - в тысячу раз быстрее, чем сейчас летают самые стремительные земные космические аппараты. Кто знает, вдруг именно EmDrivе сделает реальными межзвездные путешествия. Скажем, до Альфы Центавра - ближайшей к нам системы - можно будет добраться меньше чем за 100 лет.
Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного "невозможными" двигателями, даже топливо брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, термоядерные - когда-нибудь их же создадут.