Смерть 65-летних супругов в Киеве в очередной раз заставляет задуматься о профессионализме водителей маршруток, троллейбусов и трамваев. Ведь трагедия произошла из-за элементарного нарушения. Троллейбус не смог протиснуться на остановку и открыл двери, находясь во втором ряду. Люди поспешили на высадку-посадку, но в этот момент вдруг от обочины поехала маршрутка и задавила супругов.
Кто виноват больше?
И хотя вся полнота вины ложится на водителя маршрутки, которому теперь грозит тюремный срок до десяти лет, нельзя не учитывать бардак, который творится на дорогах.
Почему, например, водитель троллейбуса не дождался, пока маршрутки отъедут, и открыл двери в неположенном месте?
- Маршрутки вечно стоят на первой линии, припаркованных машин еще много. Что остается делать троллейбусу?! Высаживает людей, как получается, - несколько безответственно заявили "КП" в Украине" в пресс-службе "Киевпастранса".
По информации предприятия, водитель троллейбуса проходит как свидетель. Ведется следствие.
Однако, как считает столичный эксперт по безопасности на дорогах Владимир Караваев, в случившемся ДТП также виноват водитель троллейбуса.
- Открывать двери для высадки/посадки пассажиров в небезопасной зоне – нарушение ПДД. Водитель троллейбуса должен был дождаться, пока освободится полоса к подъезду остановки, и только после этого открывать двери, не подвергая пассажиров опасности, - говорит он.
По словам Владимира Караваева, в Киеве нет нормальной разметки остановочных пунктов. Должны быть специальные карманы для заездов общественного транспорта, где и должна происходить высадка/посадка пассажиров, именно за неимением четко очерченных участков происходит "беспредел" транспорта.
- Ответственность должны нести также и в администрации города. Это на их совести, почему остановочные пункты не имеют нормальных подъездов и происходят в итоге страшные вещи – погибают люди, - считает Владимир.
Тем временем "КП" в Украине" выяснила, в каких условиях вынуждены работать городские маршруточники.
Штрафуют по любому поводу
Эдуард проработал водителем столичной маршрутки больше 5 лет и пару месяцев назад ушел в другую профессию. "Нервы не выдержали", - говорит мужчина.
- Шел на работу маршруточником потому, что это живые деньги, да и легкими казались, - рассказывает Эдуард. - Сел за руль, покатался до вечера - и домой. Но это было первое мое заблуждение.
У столичного водителя маршрутки два варианта – или оформляют трудовой договор, или ФОП. Второй случай возможен при наличии своего буса, и, как правило, всех водителей оформляют по трудовому договору без указания каких-то сумм и штрафов.
- Когда я работал, то нас вообще никто не оформлял ни по договору, ни как-то иначе, - говорит Эдуард. - Обещали, что переведут на "книжки", но за 5 лет работы так и не сделали этого. Зато штрафовали постоянно по любому поводу.
Утром заехать в Киев сложно – пробки, но владельцев службы перевозки мало волновало, по какой причине задерживалась маршрутка.
- Приезжаешь на "конечную", а там стоит уже начальник и требует за опоздание в 3 минуты – 50 грн. Спорить бесполезно - снимут с хорошего маршрута, - рассказывает Эдуард.
Хорошим маршрутом называют часы пик – как правило, с 7 до 10 часов утра и с 6 до 8 вечера.
Ездил с дыркой в салоне
Несмотря на бытующее негативное мнение, техосмотр маршрутки проходят каждое утро. Водителей проверяют на трезвость и меряют давление. По словам Эдуарда, проверяли в основном внутренние неисправности автомобиля, а внешние недостатки или дырявый салон – никого из руководства не смущал.
- Я одно время ездил с дырой в салоне. Пассажиры начали жаловаться. Особенно зимой – задувало и ступеньки покрывались льдом. Я ничего сделать не мог – все жалобы передавал диспетчеру, а она лишь руками разводила, мол, не хочешь - не работай. Но потом кто-то из пассажиров написал официальную жалобу, и мой бус поменяли. Не новый дали, но хотя бы не дырявый, - говорит Эдуард.
За пассажиров на дорогах идет настоящая война.
- Есть маршрутный лист, - продолжает наш собеседник, - и я должен следовать расписанию. Если опоздал – штраф, если рано приехал – штраф. Еще по морде получить можно от другого водителя – нельзя красть пассажиров у своих же.
Эдуард рассказывает, что однажды зимой замерзла дверь. Пришлось на полпути высаживать людей – деньги пассажирам отдал плюс прибыль потерял. Это форс-мажор, от которого не "страхуют" на ТО, и приходится самому отвечать за такие случаи – гривной.
- Конечно, очень часто, если не сказать - постоянно, не укладываешься в маршрутный лист. А еще и маршрутка с другими номерами подъезжает на твою остановку – начинаются войны. Перегоняешь, обгоняешь и вообще забываешь, что людей везешь. Пока кто-то из салона кричать не начнет. Но это наши деньги. Понимаю, как ужасно звучит, но иногда просто выключаются мозги, - говорит Эдуард
На этом моменте "экс-маршруточник" вспомнил, что на выходных под колесами маршрутки умерла семейная пара, и тут же добавляет:
- Я поэтому и ушел с работы – стал нервный и психованный. В один момент просто наплевал на все правила. Курил в салоне, пока люди заходят. Да, ругали меня, иногда даже с кулаками кидались. Не знаю. Не могу объяснить свое помутнение – за 5 лет работы стал просто не собой. Поэтому и ушел.
Налог начальнику – 500 гривен
Пять лет назад, когда Эдуард только начинал работать, в день выходило минимум 300 гривен, а в лучшие дни - до 1000. Сегодня же, в зависимости от маршрута и графика, водители кладут себе в карман от 850 до 1200 гривен в день за минусом всех расходов.
- Я платил за маршрутный лист на базе, - вспоминает Эдуард. - В цену входило и ТО, и медосмотр. Отдельно платил "налог" начальнику – 500 гривен в день, и гривен на 350 еще заправлялся. Все что оставалось – моя зарплата. Работал по сменам, в среднем получалось 15-17 дней в месяц.
Погоня за прибылью даже породила в среде маршруточников свои суеверия. Главное из них - ни в коем случае нельзя допустить, чтобы первым пассажиром за смену оказался льготник. Иначе день будет не прибыльным. Лучше поскандалить и не пустить.