Бахчисарайское ограбление: воров не нашли, зато стали пропадать милиционеры

В 1974 году в Крыму застрелили водителя и кассира с 140 тысячами рублей, в деле заподозрили милицейский след, и началась большая чистка.

После бахчисарайского ограбления преступников не нашли, но стали пропадать милиционеры. Фото: geocaching.su

Неслучайные совпадения

Дню милиции в 1974 году, который праздновался 10 ноября, радовались все работники колхоза небольшого крымского поселка Вилино. Повод для праздника был и у них, хотя к стражам порядка они не имели никакого отношения. Зато хорошо потрудились в сезон сбора урожая и теперь могли рассчитывать на хорошую премию: руководство запросило у банка аж полмиллиона рублей! И за ними уже отправились водитель Виктор Салин и кассир Лидия Сурвизова. О дополнительной охране тогда и речи не шло. Да и кто мог подумать, что всего лишь за полчаса пути произойдет непоправимое. 

Долгожданные премиальные, которым многие уже придумали применение, в тот день так никто и не получил. По дороге из Бахчисарая в Вилино грузовик ГАЗ-51, который служил колхозу и как инкассаторская машина, почему-то отклонился от маршрута, свернув на проселочную дорогу. Там же и были найдены тела расстрелянных водителя и кассира. Виктор лежал в кабине, Лидия - в нескольких метрах от автомобиля. Все украшения женщины были на месте, исчезла только хозяйственная сумка, в которой было 140 тысяч рублей. Именно такую сумму выдали кассирше в отделении банка, необходимых 500 тысяч после выходных в кассе попросту не оказалось. 

Но кто мог знать о том, что в неприметном ГАЗ-51 перевозили столько денег? И почему машина свернула с привычного пути? Возможно, сам водитель находился в сговоре с грабителями, а затем его убрали как ненужного свидетеля? Это была одна из версий, которую взялись отрабатывать следователи. Однако выяснилось, что Салин в тот день вовсе не должен был выходить на работу, прервать свой выходной пришлось и Сурвизовой. То есть и водитель, и кассир о своей поездке в банк заранее не могли никого оповестить, хотя на момент, когда они отправились за деньгами, об этом знал уже весь поселок. 

Первые и основные показания по делу давал 18-летний студент Сергей Сотников. В тот день он возвращался домой, в Вилино, голосовал на трассе. Попытался остановить колхозный ГАЗ-51, увидев знакомую тетю Лиду, но машина проехала мимо. Подобрал студента следовавший за ГАЗ молоковоз, и уже через несколько минут Сергей с шофером увидели стоящий на месте ГАЗ с заведенным двигателем и лежащую неподалеку мертвую женщину. 

Тот самый ГАЗ-51, в котором водитель и кассир перевозили 140 тысяч рублей. Фото: Скрин из видео "Следствие вели"
В шофера стреляли через дверь. С ранением в сердце его обнаружили в кабине автомобиля. Фото: Скрин из видео "Следствие вели"

Единственная улика - гильзы от парабеллума

Оперативники задались вопросом: почему ГАЗ-51 остановился при виде бандитов? Студент и еще несколько очевидцев указали, что незадолго до преступления видели автомобиль "Волга-21" белого цвета и большую грузовую машину "Урал ЗИЗ-355". Некоторые утверждали, что видели краем глаза людей в милицейской форме, которые якобы остановили колхозную машину.

Когда под подозрение попали правоохранители, на ноги была поднята вся милиция Советского Союза. За дело взялись МВД СССР, Украины и Крымской области. Расследование контролировал лично министр МВД СССР Николай Щелоков. В рядах милиционеров началась большая чистка.

Все усложнялось тем, что у следователей не было ни единой зацепки, которая могла бы привести к настоящим убийцам: номера украденных банкнот не были переписаны, а потому засечь купюры не представлялось возможным. Эксперты установили, что в водителя стреляли через дверь, кассирше, которая пыталась бежать, - в спину. Изъятые из трупов гильзы могли бы вывести на след преступников. Однако пули были выпущены из парабеллума, а такого трофейного оружия по всему Советскому Союзу было пруд пруди.

Бывший старший опер уголовного розыска по особо важным делам, курировавший в те годы от областного УВД Бахчисарайский район, Борис Бабюк, уже в независимой Украине напишет свои мемуары, в которых этому расследованию посвятит целый раздел. Бабюк вспоминает, когда через МВД СССР в Крым поступили сведения о том, что в далеком Бийске Алтайского края задержан ранее судимый бывший житель Вилино с 63 тысячами рублей, все вздохнули с облегчением. Опер вылетел в сибирский городок, но по приезде оказалось, что задержанного уже отпустили и денег у него нет. Выяснилось, что, прослышав о громком ограблении, земляк решил похвастаться перед своим новым окружением, мол, это он все провернул. На деле ж было все вранье, и никакого отношения к ограблению он не имел. 

На месте трагедии Лидии Сурвизовой и Виктору Салину установлен памятник. Фото: geocaching.su

Таинственные исчезновения

В тот год задерживали и допрашивали десятки подозреваемых, но настоящие преступники так и не были найдены. Крымские правоохранители шерстили свои ряды. Но все, кого вызывали на допрос, потом таинственным образом исчезали. К примеру, пропал заместитель начальника Бахчисарайского райотдела милиции, у которого был пистолет парабеллум, а ведь из такого же стреляли в водителя и кассира. Московские гэбэшники установили за бахчисарайским милиционером слежку. А через некоторое время его... похитили. В тот день он, как обычно, заехал домой на обед. Водитель служебной машины ждал во дворе и видел, как к дому подъехала "Волга", из нее вышли неизвестные, вошли в дом. Через несколько минут вывели милицейского чиновника, посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. Водитель не растерялся и тут же отрапортовал о похищении в райотдел. За похитителями бросились в погоню. 

"Волга" следовала в аэропорт. Замначальника райотдела милиции возмущался всю дорогу и требовал остановить машину, но, когда уже на трапе самолета работники московского КГБ показали ему свои документы, офицер милиции перестал сопротивляться. С тех пор его никто не видел. То же самое произошло со многими другими подозреваемыми. Одних похищали подобным образом, других вызывали на допрос в Москву, но назад никто из них не возвращался. Да и все, кто был причастен к расследованию этого дела, впоследствии были уволены из милиции.

За истечением срока давности дело об ограблении инкассаторской машины и убийстве двух человек закрыли. У бывшего старшего опера Бориса Бабюка свой взгляд на раскрытие этого резонансного дела. Он считает, что Щелоков намеренно создал ненужный ажиотаж, показывая круглосуточную работу всего состава милиции СССР. На деле же сразу после ЧП следовало закрыть район, область, чтобы и мышь не проскочила, прошерстить весь транспорт, провести ряд спецмероприятий... Однако расследование свелось к шумихе, которая ни к чему не привела. 

Крымская журналистка Юлия Исрафилова, которая с 2007 года взялась за тему громкого ограбления и лично общалась с реальными участниками событий, в одной из своих публикаций со слов ветеранов написала, что спустя более 30 лет преступление все же было раскрыто. Якобы российская милиция "расколола" того, кто много лет назад вместе с приятелем, владевшим белой "Волгой", совершил это дерзкое ограбление. Впрочем, никаких подтверждающих фактов тому нет. Дело обросло слухами и легендами. Но кто преступник и куда подевались деньги - ответы на эти вопросы до сих пор не может дать никто. 

Лидия Сурвизова. Фото: Скрин с видео программы "Следствие вели"

В статье использованы материалы газеты "Первая Крымская", а также сайта www.geocaching.su