Вечером 22 октября Николай Кохановский восле станции метро "Академгородок" открыл стрельбу из травматического пистолета в бывшего участника "Правого сектора" Руслана Качмалу. Последний получил ранения в спину и ногу. Николая Кохановского задержали полицейские на месте инцидента. 23 октября Святошинский суд должен был избрать меру пресечения правонарушителю, но все пошло по другому сценарию.
"Ах вы ж "беркутовцы" бездушные!"
- Вы хотите по голове получить? - говорит журналистам полицейский средних лет, который не пропускает их в Святошинский суд. - Одних уже в больницу увезли, с нас достаточно. Пишите, снимайте отсюда, вовнутрь, нам сказали, никого не пускать. Там зал маленький - негде размещаться, будете друг другу камеры бить, а потом скажете, что полиция погромила вашу аппаратуру.
Вдоль здания суда шеренгой выстроились нацгвардейцы. Из 100 человек в зеленой форме внимание обращают на себя четверо совсем молодых парней низкого роста. На вид им не больше 19 лет.
Тут же толпятся недовольные сторонники Николая Кохановского. Сразу не разберешь, что происходит. Одни в мегафоны декламируют Кобзаря, вторые на чем свет ругают силовиков.
- Ах вы ж "беркутовцы" бездушные! - тычет указательным пальцем в тех самых четырех молодых бойцов худощавый пенсионер в черной ушанке. - Не стыдно людей избивать? Кто вас только породил… Мало вам Майдана?!
Парни нервничают, слова старика задевают их за живое. Бойцы пытаются держать себя в руках, но в глазах блестят слезы, нервно ходят скулы.
- Эх, дед, знал бы ты, что принес в мою жизнь Майдан, - тихонько бормочет один из них вслед пенсионеру. Но тот уже их не слышит, достает мегафон и кричит: "Банду геть!"
|
Конфликт из-за долгов по коммуналке
Участники так называемой акции в поддержку Николая Кохановского говорят, что ночевали в зале суда с целью, чтобы их руководителя не забрали в СИЗО. Среди сторонников много, как они уверяют, переселенцев из Донецкой и Луганской областей.
- С Николаем познакомились два года назад на годовщине Майдана, - говорит женщина в черном гипюровом шарфе. - Он нам помог поселиться в общежитии на улице Обуховской. В вечер произошедшего он как раз приходил к нам вместе с женой. Я позвала его на 9 дней по сыну - погиб в АТО.
По словам этой женщины, несколько месяцев назад в этом общежитии поселились участники организации "Безопасность жизни", в которую входил и потерпевший Руслан Качмала.
- Их ребята не платили за свет, воду. Мы оплачивали за них коммуналку, чтобы нас не выселили, - говорит собеседница. - Николай Кохановский не раз просил их платить за воду, электричество, как и все мы. Эти напоминания им не нравились, вот они и решили с ним поквитаться… Здесь мы для того, чтобы его отпустили.
|
Выбиты окна, разломана мебель
Однако в первый день слушанья определить меру пресечения лидеру ОУН не смогли, и судья перенесла рассмотрение дела на следующий день. Однако сторонники Кохановского не дали увезти в СИЗО своего лидера - оттеснили полицейских и забаррикадировались в здании. Стеклянную клетку, где содержался подозреваемый, разбили. Ночью полиция предприняла попытку штурма, но неудачно.
Второй штурм произошел около 9 утра 24 октября. Случилась серьезная потасовка между сторонниками Кохановского и силовиками. В результате пострадали более 20 человек, журналисты, полицейский и сам обвиняемый Николай Кохановский. Их увезли в больницу. На месте столкновения жену Николая Кохановского с еще 30 участниками задержала полиция.
По словам коллег-журналистов, побывавших в зале суда, где произошли столкновения, целым из мебели ничего не осталось.
- Выбитые окна, разломанные лавочки, столы, - делится впечатлениями корреспондент. - Я не понимаю, как они смогли окна пластиковые повыбивать. Осколки стекла в подошве моей обуви застряли. Как они стены не вынесли!
- Разбитые камеры коллег до сих пор там лежат. А ребятам-то придется за технику свои деньги платить, - говорит журналист, который побывал в разрушенном судебном зале.
Полицейские в комментарии "КП" в Украине" сказали, что журналистов никто бить не собирался.
- Поймите, их никто не собирался бить. Зачем они туда зашли, в толпу этих активистов? Если участники начали потасовку, там разве разберешь, кто где, - говорит нам полицейский у входа в Святошинский суд.
Версии
К радикалам применение силы оправданно, к журналистам - нет
Эксперты оценили действия полиции при штурме Святошинского суда.
Зачистка здания Святошинского суда от революционных элементов заняла всего несколько минут. Да вот неприятность - кроме радикалов под "раздачу" попали журналисты трех изданий. Были избиты сотрудник "Громадського ТБ" Дмитрий Реплянчук, корреспондент УНИАН Сергей Лефтер, а Кирилла Малышева из "Страна.UA" даже поволокли в отделение. Правозащитники проводят параллели с событиями 1 декабря 2013-го, когда так же бесцеремонно с представителями СМИ поступал пресловутый "Беркут". Но есть и другая точка зрения.
По мнению ветерана МВД Олега Левинского, полиция сработала правильно.
- 23 октября они вели себя вяло, позволив радикалам оккупировать суд, а 24-го все сделали правильно. Во-первых, захвачено государственное здание, во-вторых, парализована судебная система, в-третьих, испорчено государственное имущество. Полицейские попросили захватчиков добровольно покинуть здание. Если те отказались, жесткие действия оправданны. Штурм был организован профессионально, никто серьезно не пострадал.
Что касается отношения к представителям СМИ, то эксперт называет это "эксцессом исполнителя".
- На журналистах не было жилеток с надписью "Пресса". А рассматривать удостоверения в этой толкучке некогда. Журналисты тоже должны понимать: оставаясь в зале суда вместе с захватчиками, они попадают в зону риска, - отмечает бывший сотрудник милиции.
Председатель "Международной лиги защиты прав граждан Украины" Эдуард Багиров тоже считает, что применение силы к агрессивно настроенной группе людей оправданно. Но оправдать ее в отношении журналистов нельзя.
- Такими действиями новые полицейские связали себя якорем со старой командой министра Захарченко. Я буду наблюдать в течение недели, как проводится служебное расследование, как реагирует на инцидент прокуратура. И если меры не будут приняты, стану требовать увольнения как сотрудников полиции, применивших силы к журналистам, так и к их руководителям, - говорит правозащитник.
Конспирологическая версия
Штурм Святошинского суда можно считать прецедентом. Ранее полиция более снисходительно относилась к выходкам радикалов - поджогу телеканала "Интер", погромам банков, блокированию судов, где рассматривали дела атошников.
- Есть прикормленная уличная братия и неприкормленная, - отмечает политолог Алексей Якубин. - В данном случае я вижу некую внутривидовую борьбу. ОУН не подконтрольна Авакову, а он хочет сосредоточить власть, в том числе и власть улицы, в своих руках.
Также эксперт считает, что решительные действия по освобождению суда могут быть неким посылом Саакашвили с его МихоМайданом. Дескать, смотрите: можем, когда захотим.