- Так и умрешь, как лиса Алиса, - вздохнула она однажды. Но вздохнула не с досадой, а как мудрая женщина, умеющая принять судьбу.
Между тем в жизни Санаева вообще не похожа на Алису. И типажность - не ее фишка. Женщина европейской внешности, с грустными глазами, мудростью и железной волей, редко присущими актрисам.
- А моя-то лопата в артистки подалась, - удивился актер Всеволод Санаев, отец Елены, когда та сообщила, что будет поступать в ГИТИС.
Впрочем, как сама признавалась, профессии ее научил не институт, а отец и муж. На заре актерской карьеры вместе с Всеволодом Санаевым она сыграла в "Странных людях" Шукшина. И уже тогда стало понятно, что Шукшин, любящий не смотреть, а слышать актеров, сделал ставку на невероятную чуткость актрисы к драме человеческой жизни.
Были и другие роли. Красавицу, дух пещеры Сим-Сим она сыграла в "Приключениях Али-Бабы". Когда фильм вышел на экраны, Санаеву вообще никто не узнал… Была учительница литературы в "Чучеле"...
Она говорит: "Неправда, у меня были большие роли". И тем не менее экранный образ Санаевой приходится собирать по кусочкам, по эпизодикам.
Советское кино любило разбрасываться актрисами, полагая, что их у нас - хоть ложкой ешь. В случае с Санаевой роковую роль сыграл союз с Роланом Быковым.
Они должны были сниматься в одном фильме. И, как со смехом вспоминает Санаева, она допустила Быкова до ушей:
- Композитор Покрасс говорил: мне главное - дотащить женщину до рояля. Так и Быков мог сказать: мне главное - добраться до ушей. Я совсем голову потеряла...
О том, как относились к союзу со "злобным карликом" родственники Елены, мы знаем из книги ее сына Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Но в книге не написано, что союз с Роланом вывел актрису в "серую зону". В представлении большинства кинодеятелей Санаева стала актрисой Быкова, которого боялись и недолюбливали. А он не мог дать ей крупных ролей. В его эстетическом аттракционе она осталась героиней эпизода.