Мог ли прославленный Аилтон предположить, что когда-нибудь окажется в команде, которую в сентябре 2002 года его «Вердер» разгромил с неприличным счетом 8:0? Да и кто вообще мог представить, что именитый бразилец покинет команду, с которой выиграл в Германии все, что только можно? Тем не менее это факт: Аилтон - игрок «Металлурга».
Вот уже третью неделю он осваивается в Донецке, привыкая к местным реалиям.
Выучу украинский или русский - для меня это одно и то же!
- Аилтон, вокруг вашего приезда в Украину ходит много слухов. Поговаривают, что вы задолжали своему агенту крупную сумму. А еще рассказывают, что возникли проблемы с визой. Это правда?
- Это все неправда! Никаких проблем с визой не было! Единственное - в моем паспорте все страницы были заполнены, не осталось места для украинской визы. Мне пришлось оформить новый паспорт.
Что касается агента… У меня его нет! И никаких проблем нет! А та информация, о которой вы говорите, пошла от немецких газетчиков - причем в искаженном виде. На самом деле речь идет об экс-советнике по налогам. Это не спортивный агент - совсем разные вещи! Он пытался подсунуть мне на подпись фальшивые документы. Теперь этим делом занимается мой адвокат.
- Вы говорите по-немецки и по-португальски. Как же сейчас общаетесь с командой? Будете ли учить русский и есть ли в контракте такой пункт?
- Футбол не так уж и сложен. Главное - хорошо играть, забивать голы - и все. Общение с остальными членами команды пока трудно налаживается. В «Металлурге» только один игрок говорит по-немецки, большинство по-английски. Поэтому общаюсь пока с помощью мимики. Хотя я такой человек, что могу обходиться и без общения! Главное, что я доволен игрой, тренером.
Что касается контракта… В нем не прописан такой пункт, как язык. Но со временем через несколько месяцев, думаю, выучу украинский или русский - для меня это одно и то же!
- На сколько лет рассчитан контракт с «Металлургом»?
- На два года.
На прозвище Шаровая Молния не обижаюсь
- Ваши первые впечатления от Украины?
- Пока вижу страну в основном из окон автомобиля. Но уже успел заметить, что у немцев, например, больше порядка на улицах и уважения на дороге. В остальном все о’кей! Но я должен еще понаблюдать. Для меня сейчас все в новинку - система, улицы, менталитет, тренировки, игра. Должно пройти 2-3 месяца, чтобы я мог точно сказать, что такое Украина.
- В Донецке вы уже три недели. Почему до сих пор не выходили на поле?
- Об этом лучше поговорить с тренером. Но на этой неделе, думаю, уже в воскресенье выйду на поле с командой.
- Вы - футболист с мировым именем. Чувствуете себя звездой в Донецке?
- В Европе я заработал хорошее имя (смеется). Конечно, я звезда! Но все равно нужно хорошо работать, сконцентрироваться на футболе, от меня многого ждут.
- Прозвище Шаровая Молния все так же актуально - как сами чувствуете?
- (Смеется.) Придумал это прозвище один тренер в Бремене, потому что мое полное имя очень сложно запомнить. Он сократил его до Аилтона, потом Тони. Когда я начал удачно играть в Бундеслиге, за мою скорость немецкие газеты окрестили меня Шаровой Молнией, «огненным мячом». Не знаю, почему им это пришло в голову - наверное, потому что я быстрый. Но я не обижаюсь.
- Знаете, говорят, что вы похожи на Адриано Челентано!?
- Это кто?
- Знаменитый итальянский актер.
- И я похож на Челентано? Классно! Мне нравится (смеется). Нужно как-нибудь позвонить ему - может, поужинаем вместе.
Соседом стал Фернандиньо
- С кем вы советовались перед переездом в Украину?
- С одним спортивным редактором, с несколькими игроками. И еще со многими созванивался в Германии - интересовался игрой «Металлурга». Я играл тогда за «Дуйсбург», меня многое не устраивало. Сложилась не очень хорошая ситуация. И у меня было три выхода - вернуться в Бразилию, играть в Корее или за одну из команд Саудовской Аравии. Именно в это время я начал контактировать с «Металлургом». Проанализировал все предложения и решил, что для меня и моей семьи Украина - лучший вариант, не так далеко от Германии, менталитет ближе.
- Почему не вернулись в Бразилию?
- Вернусь, но не сейчас, позже.
- А немецкий футбол похож на украинский?
- Нет, это разные вещи. В команды Бундеслиги больше инвестируют. Что касается национального менталитета - немцы, украинцы, - меня эта проблема не очень волнует. Повторюсь - только футбол. Я приехал в Украину, чтобы повысить, а не понизить квалификацию.
- Аилтон, расскажите о своей семье.
- Жена Розалия, три дочери и сын. Моя семья, конечно, переедет ко мне. Возможно, уже на этой неделе. Сейчас думаю о билетах. На днях я переезжаю из отеля в квартиру, где буду жить со своей семьей. Я нашел подходящую - две комнаты со всеми удобствами, туалет, гидромассажная ванная.
- С соседями познакомились?
- Моя квартира рядом с квартирой Фернандиньо из «Шахтера». Будем вместе пить чай!
- Многих бразильцев «Шахтера» знаете?
- Пока пообщался только с Фернандиньо. Чуть позже пообщаюсь и с остальными.
- Украинскую еду уже пробовали?
- Да, супер! Все очень вкусно. Вот только борщ еще не пробовал. Но обязательно это сделаю. Хотя, признаюсь, тема еды меня расстраивает - я немножко толстый.
- Какую из команд украинского чемпионата считаете самой сильной?
- Конечно «Шахтер». Сильная игра. Это как мюнхенская «Бавария» в Германии.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Аилтон (Аилтон Гонсалвеш да Силва) родился 19 июля 1973 года в Могейро в семье фермера. Играл за местную команду «Могейро», потом за «Эстудиантес», «Ипирангу» и «Рио-Гранде-ду-Сул». По-настоящему карьера Аилтона началась в «Моги Мириме» и «Санта Крузе».
В сезоне 1998/99 отправился в Бремен. В 2004 году стал лучшим игроком Германии - причем первым иностранцем, удостоенным такой награды. В составе «Вердера» признал лучшим бомбардиром Бундеслиги, забил победный мяч в чемпионате Германии 2003/04. Но ушел в «Шальке» - провел там всего один сезон. Затем его продали в «Бешикташ». В Турции Аилтон забил 5 мячей и вернулся в Германию - в «Гамбург».
Продолжил карьеру в «Црвене Звезде» и в «Грассхоппере», после чего оказался в «Дуйсбурге».
В феврале 2008 подписал контракт с «Металлургом».