Алексей Гуськов: «Чтобы фильм удался, должна пролиться кровь»

Гуськов опять сыграл негодяя.

Уже несколько дней на телеканале «Интер» не утихают страсти в шпионском сериале «Диверсант. Конец войны». В номере «КП» от 17 марта один из главных диверсантов - Владислав Галкин уже рассказывал о тяжелых буднях «советских разведчиков». Мы решили заглянуть за другую сторону баррикад и пообщаться с популярным актером Алексеем Гуськовым, который играет бандита по прозвищу Пахан.

Репетировать - не главное

- Алексей, в ленте «Диверсант. Конец войны» вы опять играете злодея…

- В лучших традициях жанра - отвратительнейшего (смеется). Такого, что можете говорить о нем самое худшее, все будет правильно! Когда-то по этому поводу очень хорошо сказал Олег Ефремов: «Все положительные герои - в зале». Полностью отрицательных или положительных персонажей в театре и кино не бывает, поэтому в нашей профессии главное - эпичность, умение нарисовать максимально полную картину.

Вот мой герой, с одной стороны, - человек долга и чести, но есть у него и свои особенности, определенная мотивация. Мы долго обдумывали с режиссером его цели. Этот персонаж, по моему мнению, нажимает на нужные кнопки в душе зрителя, поэтому его история интересна и, не побоюсь этого слова, поучительна. А вообще, я с годами пришел к удивительному выводу: репетировать - не главное, о роли надо больше думать. Чем больше размышлений о персонаже, тем точнее получается образ.

- Слышала, ваш отец был военным. Пытались ли вы что-то взять из его жизни?

- Я никогда не использую чужой жизненный опыт, все стараюсь придумывать сам. К тому же в сериале речь, скорее, не о войне и военных, а о разгуле бандитизма.

- Над вашим героем художники-гримеры и костюмеры долго корпели, это правда?

- В принципе особенно усердствовать им не пришлось - не Квазимодо же гримировали! Другое дело, что были найдены интересные решения. Например, со свитером. Мой герой должен был отличаться от других обитателей зоны, и вместо тюремной робы ему придумали свитер с большим горлом, которое натягивается на голову наподобие скафандра. И еще шарф - он якобы бережет голос…

Я же придумал ему руки, вернее - жесты! Однажды я уже встречал подобного человека, который «разговаривал руками»: он буквально заходился в рассказе, очень сильно жестикулировал, и я решил - таким должен быть и мой герой.

Продюсер запретил делать трюки

- Были ли сложности во время съемок?

- В кино это уже как закон: гладкие работы, как правило, ничего не стоят. Чтобы вышло что-то толковое, обязательно должна пролиться кровь, должны быть затрачены усилия - нервные, физические. Вот тогда можно надеяться на результат.

На «Диверсанте» были травмы, все было… Нам, актерам, даже запретили самостоятельно трюки делать, чтобы не затягивать съемки, но один раз мы с Кириллом Плетневым по собственной инициативе все-таки сиганули через калитку в заборе. Съемочный день затягивался, а нам не хотелось оставлять сцену на завтра. Заборчик был невысокий, все получилось с первого дубля, оператор был очень доволен, и хорошо, что продюсер не видел!

- Ваши дети собираются пойти по вашим стопам?

- И идут! Средний сын - в Вахтанговском училище. Я хотел, конечно, чтобы он пошел в школу Малого театра, но вмешиваться в дела детей - последнее дело. Они только до 16 лет повторяют нашу «матрицу», а потом разламывают все это к чертовой матери и становятся собой.

- Говорят, проект «Диверсант. Конец войны» выдержан в духе «Индианы Джонса». Как вы вообще относитесь к приключенческому кинематографу?

- К «Индиане» Спилберга отношусь очень хорошо, а вот остальные приключенческие ленты не всегда дотягивают до нужного уровня.

- А как же «Диверсант…»?

- Ну, тут достаточно посмотреть на состав актеров. Когда на экране вы видите машину, в которой едут практически все звезды российского кино, - это уже о чем-то говорит!

- Что стало самым сложным моментом в производстве этого фильма?

- Сам я этого не видел, но мне рассказывали. Сложнейшим «этапом» стали съемки Берлина. Они хоть и проходили в Польше, но потребовали грандиозной подготовки. Самое сложное в кино - это умение все организовать!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Алексей ГУСЬКОВ родился 20 мая 1958 г. в польском городе Бжег. Когда ему исполнилось 6 лет, семья переехала в Киев. После окончания школы Алексей отправился в Москву, где поступил в МВТУ им. Баумана. В 1979 году перевелся в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1983 году.

Сегодня работает в Театре им. А. С. Пушкина. Сыграл более 30 ролей в кино. В 2002 году стал лауреатом Государственной премии РФ за исполнение роли Никиты Голощекина в сериале «Граница. Таежный роман».

Жена: актриса Театра им. Вахтангова Лидия Вележева.

Имеет троих детей от двух браков.

РЕЙТИНГ

Десятка самых известных фильмов актера по версии «КП»:

  1. «1814» (2007)
  2. «Диверсант. Конец войны» (2007)
  3. «Танкер Танго» (2006)
  4. «Охота на Изюбря» (2005)
  5. «Турецкий гамбит» (2004)
  6. «Мусорщик» (2001)
  7. «Таежный» роман (2001)
  8. «Классик» (1998)
  9. «Волкодав» (1991)
  10. «Плюмбум, или Опасная игра» (1986)