Полиция возобновила расследование уголовного дела о "краже века" - исчезновении из стен Кабмина знаменитого украинского художника Николая Глущенко. Об этом сообщили в программе "Схемы" (совместный проект "Радио Свобода" и канала "UA:Первый"). Как следует из передачи, к расследованию вернулись после неоднократных журналистских запросов. "КП" в Украине" решила вспомнить детали скандального дела и все версии, которые были с ним связаны.
История уходит корнями в 2011 год, когда эксперты Национального художественного музея Украины проводили очередную сверку картин, которые передали для экспозиции в Кабмин.
Перед этим сверка, как рассказывают в музее, проводилась в 2010 году. Еще тогда резанули глаза два ценнейших полотна - "Днепровские дали" и "Село у реки" Николая Глущенко. Композиция отвечала замыслу украинского импрессиониста, но мазки и краски были совсем не те. Но тогда на замечания искусствоведов просто не обратили внимание, а в 2011 году адвокаты музея категорически потребовали открыть уголовное дело. Семь месяцев заявление проболталось в Печерском райуправлении милиции и в феврале 2012 года завершилось "отказняком".
Однако полностью замять неудобную историю не получилось. Картины оправили на экспертизу, которая подтвердила, что "дали" и "село" никакой не Глущенко, а новодел – сделанные неизвестным художником копии. Но милиция вновь поставила общественность в тупик, открыв производство по статье "Кража, сопряженная с проникновением в жилище, помещение или хранилище". Квалификация преступления вызвала недоумение у юристов. Согласитесь, жильем или хранилищем Кабинет министров назвать нельзя. А "иным помещением" Кабинет министров даже как-то неловко.
Адвокаты потребовали, чтобы статью переквалифицировали на 191-ю: "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением". Потому что проникнуть в Кабмин и подменить там картины без признаков такого преступления нельзя. Дело снова волокитили пару месяцев, но после вмешательства прокуратуры все же признали правоту.
|
У музея твердое алиби
Пропавшие картины, каждая из которых оценивалась в более чем полмиллиона гривен, были переданы в Кабинет министров в 2001 году. Кабмин попытался выдернуть козырь из рукава: а экспертиза на оригинальность в 2001 году не проводилась! Но эта карта была бита.
- Есть пакет документов, которые свидетельствуют, что передавались оригиналы, - говорит адвокат Виталий Титич, который защищал интересы музея. – Было полное описание, фиксация инвентарных номеров и фотофиксация, на которой поставлена подпись принимающей стороны.
Кроме того, эксперты определили, что копии полотен были написаны 5-10 лет тому назад. То есть тогда, когда уже находились на балансе у Кабмина.
- Художник, которому заказали копии, мог не подозревать, для чего они предназначены, - говорит искусствовед Игорь Яромский. – Это старая практика, когда владельца мастерских дают качественные фото полотен известных художников, а потом подменяют оригиналы новоделами. Такое происходит не только в Кабмине, но и в самих музеях. Чаще всего – в запасниках.
Пропавшие картины висели в кабинете тогдашего вице-премьер-министра Владимира Семиноженко. Но его репутация в этой истории не пострадала. Злые языке стали говорить о бывшем вице-премьере по гуманитарным вопросам Дмитрии Табачнике.
Почему Дмитрий Табачник
В интернете Табачнику вспоминали странную историю 2004 года, когда он от имени тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича преподнес Национальному музею письма Михаила Грушевского. А сотрудники Львовского государственного исторического архива, сверившись с каталогами, опознали документы, которые вместе со многими другими были из архива украдены.
Также отмечалось, что изначально из Кабмина исчезли четыре картины Николая Глущенко. Кроме "Днепровских далей" и "Села у реки" это были не менее ценные "В рыболовном колхозе" и "Паруса на море". После долгих разбирательств и обращений в прокуратуру полотна нашлись, но два из них оказались копиями. Человек, якобы нашедший пропавшие полотна, работал в патронатной службе Табачника.
Так или иначе, но фактовое уголовное дело о подмене картин банально лежало под сукном. Журналистам, теребившим МВД, пресс-служба министерства отвечала, что ведется следствие, подозреваемых нет.
Летом 2014 года адвокат Виталий Титич добился, чтобы дело о краже картин из Кабмина истребовала в свое производство ГПУ.
- Оно расследовалось в Департаменте спецраследований вместе с другими делами против представителей прошлой власти, - говорит Виталий Титич. – Дело оставалось фактовым, но следственные действия были направлены на то, чтобы проверить причастность Дмитрия Табачника к организации похищения картин.
Однако год назад, когда Луценко изъял из ведомства Горбатюка дела по ОПГ экс-руководителей государства, кражу картин вновь отфутболили в систему МВД. Если судить по тому, что "Схемам" следователь Печерского райуправления сказал, что должен изучить дело, то им снова никто не занимался.
- Дело фактически расследовано нами, – говорит Виталий Титич. – Известно, кто подбрасывал в подвал картины "В рыболовном колхозе" и "Паруса на море", кто пытался всучить музею поддельные акты. Осталось все это процессуально закрепить, и мы будем этого добиваться.
История знает примеры
Подменять оригиналы подделками - самый удобный способ воровства. И в Украине его неоднократно использовали.
В начале 2008 года почти одновременно в двух музеях - Уманском (Черкасская область) и Ямпольском (Винницкая) - вместо 24 картин известных мастеров - Глущенко, Шишко, Яблонской, Григорьева, Чегодара и других - обнаружили грубо сфабрикованные копии. Полотна заменили во время выездных экспозиций.
Тогда за кражу судили трех офицеров СБУ, МВД, Минобороны и директора Ямпольского управления горводоканала. Но пока афера вскрылась, большую часть похищенного успели продать. Несколько полотен частные коллекционеры вернули, узнав некрасивую историю, а одну из пропавших картин Глущенко - "Зимнее солнце" - случайно обнаружили на аукционе в Украинском доме.
В том же 2008 году разразился скандал в Музее истории Киева. При сверке наличия фонда недосчитались 111 картин соцреалистов на сумму около 5 миллионов долларов. Большая часть картин была передана для украшения КГГА, пять попали в Министерство культуры и туризма, две - в Секретариат президента, две - в тот же Кабмин. Судьба ряда этих картин до сих пор неизвестна.
Почему охотятся за Глущенко
После развала СССР картины художников соцреализма стали очень цениться в Европе. На официальных аукционах средняя цена картин Николая Глущенко превышает 100 000 долларов. Глущенко называют первым украинским импрессионистом, выросшим на лучших европейских школах.
Украинец давал уроки рисования самому Адольфу Гитлеру, который называл Глущенко своим любимым художником. Согласно историческим фактам, до начала Великой Отечественной войны живописец полтора десятка лет совмещал искусство и профессию разведчика. О подготовке Гитлера к войне с СССР Глущенко докладывал Сталину еще в июне 1940 года. Вернувшись в Москву, был поощрен и после войны получил право выезжать за рубеж, чего были лишены многие советские художники. Но тогда Глущенко занимался уже только творчеством, был чрезвычайно плодовит и щедро одаривал своими работами галереи Украины.