Яценюк «сделал» всех и спас законодательную власть

За два последних месяца спикер вышел на новый политический уровень.

Давайте абстрагируемся от сегодняшнего политического водоворота и попытаемся представить, что напишут об этом через 50 лет в учебниках истории. А напишут буквально одной строкой: «Парламентский кризис в Украине 2007-2008 гг. закончился избранием спикером А. Яценюка, который заставил противоборствующие лагеря договориться».

Стал единственным мостиком между двумя лагерями

Еще до недавнего времени над Арсением Яценюком тихо посмеивались его предшественники на спикерском посту - два заклятых друга: Владимир Литвин и Александр Мороз. Мол, молод, зелен, «плавает» в регламенте, выглядит несолидно. Но если посмотреть на то, что происходит в парламенте не с точки зрения дотошного выполнения регламента, а с позиции существования законодательной ветви власти как таковой, то «ошибки» Яценюка выглядят не случайными оплошностями. Сейчас эти «ошибки» в экспертном сообществе уже воспринимаются как стратегическая мудрость.

С инициативой подписания документа о разблокировании парламента выступил именно Яценюк. Возможно, в этот момент он руководствовался просто здоровым прагматизмом. Но этот прагматизм пошел на пользу стране. И те, кто ратовал за досрочный роспуск парламента, в конце концов были посрамлены.

Если проанализировать последние события в парламенте, сомнений в том, что расчет со стороны Яценюка присутствовал, не возникнет. Он точно просчитал, что коммуникация между фракциями отсутствует и единственным мостиком между ними может быть именно он.

И результат налицо - Рада разблокирована, компромисс между коалицией и оппозицией найден, подпись под «письмом трех» не отозвана, спекуляции на теме языка и статуса УПА временно прекращены.

Всех обыграл?

Выходит, Яценюк всех обыграл? Нет, скорее обыграли себя сами его политические оппоненты. А Яценюк воспользовался ситуацией и ждал. «Просто ты умела ждать, как никто другой», - писал по иному поводу Константин Симонов. Выжидательная позиция молодого спикера в корне отличалась от позиции Александра Мороза год назад. Для Яценюка это было активное выжидание, «выжидание действием». Мороз же - подобно хитрой обезьяне из китайской притчи - выжидал, пока два тигра уничтожат друг друга. Но так и не дождался…

Просчитались и представители президентского лагеря, которые хотели получить карманного спикера. Просчитались и «бело-голубые», надеявшиеся получить дивиденды от политического кризиса. Стратегической ошибкой обоих лагерей стало то, что они приняли видимую слабость (молодость, отсутствие аппаратного опыта) Яценюка за реальную. Просчитался Литвин, лелеющий надежду на возврат в кресло спикера.

Жаль в этой ситуации и коммунистов - Яценюк в один ход превратил их мечту о золотой акции в фикцию. Компромисс забрезжил лишь тогда, когда сторонников Литвина и коммунистов перестали приглашать на заседания согласительного совета - мол, если хотите упражняться в красноречии, то дождитесь разблокирования трибуны - и потом сколько угодно!

Нужен ли эффективный игрок президентской команде


Премьер-министр уверена, что поборет ценовой беспредел.

За два последних месяца Яценюк вышел на новый уровень. Но ему не стоит забывать, что теперь перед ним как открываются новые перспективы, так и появляются новые угрозы. Уровень его соперников теперь совсем иной. Это владельцы трех основных политических корпораций и - в некотором роде - сам президент. Ведь Универсал национального единства остался громкой фикцией, а протокол взаимопонимания Яценюка прошел без пиара, но помог разблокировать парламент и, по сути, спас от развала законодательную ветвь власти в Украине. А нужен ли настолько эффективный игрок президентской колоде? Особенно если президент не может присвоить себе победу Яценюка?

Возможно, когда все поймут, что на следующий уровень вышел именно Арсений Яценюк, он станет личным врагом и «оранжевого», и «бело-голубого» лагерей? Кого из новых политических лидеров в противовес Яценюку могут предложить они? И дело даже не столько в кадровом голоде, сколько в том, что оба лагеря построены по другому принципу: стратегическим планированием их партийной активности занимаются те, кто финансирует партию, а трансляцией посылов - хорошо управляемые, но не принимающие решения кадры. К тому же далеко не всегда те, кто управляем, молоды, телегеничны и красноречивы.

Впрочем, надежда есть, если допустить, что украинские политики не слишком увлеклись самим процессом политических игр и не забыли, для чего существует парламент. В этом случае всем не может стать невыгоден тот единственный, кто намерен работать.