Батальоны отказываются покидать Широкино

А в штабе АТО считают его демилитаризацию реальным шагом к миру.

Фото: УНИАН

Президенты Украины Петр Порошенко, Франции Франсуа Олланд, России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель согласовали по телефону план окончательной демилитаризации Широкино. Лидеры стран "нормандской четверки" попросили миссию ОБСЕ и членов Совместного центра по контролю прекращения огня найти способ вывести украинские войска из этого приморского поселка. 

Нелегкая задача

"Что касается Широкино, четыре лидера приняли к сведению вывод сил "ДНР" и попросили найти до 3 августа практические решения о выводе украинских войск и установке наблюдательного пункта миссии ­ОБСЕ", - говорится в коммюнике Елисейского дворца.

Надо сказать, что окончательная демилитаризация Широкино - задача не из легких. Батальоны наотрез отказываются покидать свои позиции и называют разговоры об отступлении предательством.  

- Демилитаризация Широкино по сути является преступлением против людей, которые воевали и гибли за то, чтобы удержать позиции Украины на фронте. Мы не верим в выполнение Минских договоренностей, они не выполнялись ни одного дня. Кроме того, по приказу Генштаба своих бойцов по всей линии фронта пару месяцев назад отвели. И к чему это привело? Только к потерям. Власть реально боится добровольцев, и поэтому ставит всевозможные палки в колеса. А мы не боимся и готовы не только оставаться на своих позициях, но и при наличии техники и оружия даже идти в наступление, - говорит пресс-секретарь "Правого сектора" Артем Скоропадский.

Такого же мнения придерживаются и в батальоне "Донбасс": мол, оставить Широкино - значит подарить противнику Мариуполь. Добровольцы не могут допустить такого.

Если рекомендации "нормандской четверки" не будут выполнены, маленький приморский поселок может стать причиной большого международного скандала. Фото: Униан

Распоряжения об отходе еще не поступило

Сомневаются в целесообразности отступления многие военные, знающие зону АТО не понаслышке. 

- Мое мнение как гражданина - сейчас отступать никак нельзя. Мы должны доказывать свою позицию присутствием наших военных в Широкино, потому что в случае отступления это может стать плацдармом для наступления противника на Мариуполь. Ребята хорошо вкопались на своих позициях, нельзя их сдавать, нельзя отдать ни сантиметра земли противнику, - пояснил "КП" в Украине" экс-замначальника милиции Донецкой области, а ныне глава штаба национальной защиты Херсонщины Илья Кива. 

А в ВСУ убеждают, что демилитаризация - это первый реальный шаг к миру. Мол, нужно же нам как-то завязывать с этой войной.

- Добровольческие батальоны, находящиеся в Широкино, входят в состав Нац­гвардии, а значит - подчиняются руководителю сектора М. Они обязаны будут подчиниться приказу, вне зависимости от личного мнения комбата или других членов батальона. Пока мы не получали распоряжений относительно отхода. Но хочу подчеркнуть, что если подразделения и будут отводиться, то не на такое уж и большое расстояние. В случае внезапного наступления мы сможем вернуться на свои позиции раньше, чем противник. Мы хотим донести, что демилитаризация - это не сдача национальных интересов, а инструмент, с помощью которого мы хотим, чтобы на эту землю пришел мир. И мы уже наблюдаем позитивные сдвиги - обстрелов стало значительно меньше, - говорит пресс-секретарь сектора М Ярослав Чепурной. 

Напомним, бои за Широкино начались 10 февраля и не прекращались ни на один день. Восточная часть была занята "ДНРовцами", западная - силами ВСУ. На сегодняшний день там не осталось ни одного мирного жителя и ни одного целого дома. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Разрушено 80% домов

…Больше 20 дней в Широкино сохраняется зыбкая тишина, изредка прерывающаяся автоматными очередями и даже взрывами - брошенные домашние животные задевают растыканные повсюду растяжки. За это время миссия ­ОБСЕ успела посетить поселок. Широкино они увидели пустынным и разрушенным практически до основания. 

- Мы зафиксировали огромные разрушения, особенно в южной части поселка. По нашим оценкам, разрушенными являются 80% домов, причем эти 80% уже не подлежат восстановлению. Также мы заметили, что вся территория поселка усыпана неразорвавшимися боеприпасами, - сказал заместитель председателя миссии Александр Хуг.

Когда-то в Широкино была живописная набережная - вдоль берега местные построили череду симпатичных коттеджей. Сейчас они все разрушены и обуглены, ведь даже если в один дом попадает снаряд, тут же от него загорается другой - застройка слишком тесная. Пляж усыпан минами, купаться нельзя - в воде много снарядов. И никто не знает, сколько должно пройти времени, чтобы море разминировали. 

Волонтеры заговорили было о восстановлении инфраструктуры и даже попытались прорваться в поселок.  

- Спустя пару недель после выхода "ДНРовцев" поехали в Широкино в расчете на то, что там уже спокойно. Хотели оценить масштабы разрушений и прикинуть, с чего начать восстановительные работы. Но уже на подъезде услышали канонаду - стрелковые и, похоже, тяжелые орудия тоже. Военные на блокпостах подтвердили, что ехать туда все еще опасно. Пришлось развернуть машину, - рассказывает волонтер мариупольского Красного Креста Александр Магдалиц.