На территории горевшего ночью одесского санатория "Виктория" тихо. Территория вокруг квадратного пепелища ограждена, стоят полицейские. Люди с самого утра потянулись к месту трагедии с цветами и игрушками. На входе издевательски-яркий и красочный щит с информацией для родителей: расписание, фотографии счастливого отдыха
Недалеко в беседке сидят молчаливые родственники, надеющиеся на лучшее - третье тело до сих пор не нашли. Мать протягивает фото девочки - может, она испугалась, если вы видели, подскажите... Но ближе к обеду стало понятно - чуда не случилось. Спасатели заявили, что нашли фрагменты третьего тела.
У почерневших бревен рыдает пожилая пара – бабушка и дедушка пришли к месту гибели внучки. Старик просто трясется и плачет, его жена - подвывает и просит показать место, где осталась ее кровинка. Вокруг все молчат и старуха, покричав, садится на почерневшую кладку и, раскачиваясь, сидит, потом они уходят, остаются цветы…
С пепелища понемногу оттаскивают крупные бревна - расчищают территорию. Грустная девушка-криминалист делает свою работу, суетятся спасатели, ходят с лопатами коммунальщики. Услышав вопрос, действительно ли нашли третье тело (об этом заявили в Киеве), отрицательно мотают головой.
Пока мы говорим с силовиками, коммунальщики притаскивают сетку - чтобы просеивать через нее куски найденного грунта - и найти фрагменты костей.
Корпуса рядом пусты. На территории изначально было четыре таких корпуса, сделанных под срубы, осталось - три. В двух из них, располагавшихся рядом с огнем, лопались стекла, кое-где дерево почернело. Пострадал и жилой дом за забором - там сейчас трудятся рабочие.
За этим забором стоит компания детишек - они весь день со свойственным детям любопытством наблюдают за происходящим. Несколько вдруг начинают петь украинский гимн - видимо, пытаются соблюсти атмосферу трагизма и торжественности. Но один приятель их одергивает - "Тут пожар был, а вы гимн поете! Замолчали!" - и смотрит на меня, ища поддержки. Я молчу. Что я скажу этому мальчишки лет десяти? Что я тут провел ночью около пяти часов и слушал, как родители ищут этих трех пропавших детей, выкрикивая их имена? Или расскажу, как один из пап кричал - "Вы потеряли этих детей! Забыли в комнате, прямо скажите!"? Что на одном из моих фото - останки тела, лежащие в головешках?".
Ничего этого мне пацану говорить не хочется и я просто отворачиваюсь. Рядом местный общественник и дает интервью журналистам - он требует общественной экспертизы и принятия мер. Приходят представители какой-то патриотической организации, молча смотрят на происходящее и уходят. Вечером они планируют митинг под мэрией - из-за ситуации с "Викторией".
Люди с лопатами суетятся по черному пепелищу, словно подчеркивая, что детей уже не вернешь. А всего лишь в десятке метров от них забор, а за ним еще зеленые, несмотря на осень склоны, видно ярко-синее равнодушное к людским трагедиям море.
Я вспоминаю, что был в этом санатории с месяц назад и сборку забора есть калитка - там дети спускаются на море. Погибшие, возможно, тоже ходили этой дорожкой. Уже не пойдут, да и калитка закрыта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Родственники пострадавших получат по 40 тысяч гривен компенсации. Семьи погибших – по 200 тысяч грн.