Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей.
Покупательское бесправие прекратилось 17 лет назад
Ушли в прошлое те времена, когда покупатель, несмотря на то, что он «всегда прав», был самым бесправным элементом в процессе торговли. Его могли облапошить, обмануть, нахамить. А возвращение непотребного товара было подобно казням египетским. Вот уже почти два десятилетия минуло с тех пор, как потребители товаров и услуг в нашей стране защищены законом. Сегодня поздравляют тех, кто защищает крымчан от недобросовестной торговли.
В поддержку слабого звена
Виной наша правовая неосведомленность.
- Неравенство производителя и потребителя с точки зрения финансовых возможностей, иные отрицательные факторы сокращают возможность потребителя на получение квалифицированной юридической помощи, - рассказала «Комсомолке» начальник управления защиты прав потребителей Анджа Филигонтова. - И если в развитых странах потребители представлены влиятельными общественными организациями, которые лоббируют и защищают их интересы и права, то в Украине такая практика пока что не имеет широкого распространения. Поэтому задача рескомитета - создание возможностей для реализации и защиты потребительских прав каждым жителем Крыма, воспитание образованного потребителя.
На что рассчитывать?
Специалисты управления защиты прав потребителей рескомитета ведут ежедневный личный прием граждан, дают разъяснения и консультации. Принимают и письменные заявления.
Постоянно работает телефон горячей линии, по нему можно получить конкретную помощь в оформлении заявлений, претензий продавцам, исполнителям услуг, исковых заявлений в суды. Люди консультируются и перед тем, как сделать дорогостоящую покупку или заказать услуги в случаях, если поведение продавца или исполнителя услуг вызывает у потребителя сомнения.
Компетентно
Валико АВИДЗБА, председатель Рескомитета АРК по торговле и защите прав потребителей:
- В государствах с развитой экономикой потребитель выполняет руководящую функцию на потребительском рынке. А это возможно только при активной жизненной позиции каждого гражданина и государственной поддержке. Обязанность государства защищать права потребителей, осуществлять контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствовать деятельности общественных организаций закреплена в статье 42 Конституции Украины. И потребители стали активны в защите своих прав. Об этом свидетельствует количество обращений к нам. Это свидетельствует, к сожалению, и о перенасыщении потребительского рынка некачественной продукцией.
Вопросы защиты прав потребителей, повышения конкурентоспособности продукции включены в Программу экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2008 год, которая 16 января 2008 года утверждена Верховной Радой АРК.
Кстати
Где больше всего жалуются?
- Самые активные борцы за свои потребительские права:
- - Симферополь и Симферопольский район - 59%;
- - Феодосия - 6,7%;
- - Джанкой - 6%;
- - Бахчисарай - 4,6%;
- - Саки - 4%;
- - Ялта - 3,6%;
- - Черноморское - 2,5%;
- - Ленино - 2%;
- - Алушта - 1,5%;
- - Евпатория - 1,3%.
Справка «КП»
Как появился этот праздник?
Всемирный день защиты прав потребителей отмечают в годовщину выступления президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. В выступлении были сформулированы четыре основных права потребителя:
- - на безопасность,
- - на информацию,
- - на выбор,
- - быть услышанным.
Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.
В 1985 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.
Украина в 1991 году, первой среди республик бывшего СССР, приняла закон «О защите прав потребителей». В 1992 году в нашей стране был создан первый государственный орган по защите прав потребителей - Госпотребзащита Украины. На сегодня в каждом регионе Украины действуют управления и департаменты по делам защиты прав потребителей, работает система Госпотребстандарта Украины.
Только цифры
В 2007 году в Республиканский комитет АРК по торговле и защите прав потребителей обратились в связи с нарушением прав потребителей 3125 жителей и гостей автономии. Все они получили помощь и поддержку.
Важно!
Обращение по телефону «горячей линии» или личный прием позволяют результативно и оперативно решить возникшие у потребителя проблемы, поскольку в письме сформулировать вопрос по сути сложно. Общаясь со специалистами, которые изучат ваш конкретный случай, вы получите детальную информацию и обсудите наиболее приемлемый путь решения.
На что жалуются крымчане?
- - Невыполнение условий договора по предоставлению услуг ЖКХ;
- - высокие тарифы на услуги ЖКХ;
- - повышение цен на продукты питания;
- - неправомерность взимания платы за услуги ЖКХ;
- - отключение жилого дома от горячей воды;
- - правомерность действий работников «Крымэнерго»;
- - реализация некачественных товаров: бытовая техника, мобильные телефоны, обувь, одежда;
- - установка и изготовление металлопластиковых окон и дверей, изготовление мебели.
Вырежи и сохрани
Куда потребитель может обратиться за помощью
Республиканский комитет по торговле и защите прав потребителей, г. Симферополь, проспект Кирова, 13, тел. «горячей линии»: 544-412.
- Главное управления по делам защиты прав потребителей в АРК, г. Симферополь, ул. Крымской Правды, 61, тел. «горячей линии»: 49 41 40, время работы - с 9 до 18, кроме субботы и воскресенья.
- Отделы и специалисты, осуществляющие функции по защите прав потребителей при исполкомах городских советов:
- - Симферополь - (0652) 27 46 47;
- - Ялта - (0654) 32 50 19;
- - Феодосия - (06562) 3 79 86;
- - Судак - (06566) 3 45 94;
- - Алушта - (06560) 3 42 04;
- - Евпатория - (06569) 6 20 78;
- - Керчь - (06561) 22562;
- - Джанкой - (06564) 3 25 42.