На что жалуются крымчане

Ушли в прошлое те времена, когда покупатель, несмотря на то, что он «всегда прав», был самым бесправным элементом в процессе торговли. Его могли облапошить, обмануть, нахамить. А возвращение непотребного товара было подобно казням египетским.

Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей.

Покупательское бесправие прекратилось 17 лет назад

Ушли в прошлое те времена, когда покупатель, несмотря на то, что он «всегда прав», был самым бесправным элементом в процессе торговли. Его могли облапошить, обмануть, нахамить. А возвращение непотребного товара было подобно казням египетским. Вот уже почти два десятилетия минуло с тех пор, как потребители товаров и услуг в нашей стране защищены законом. Сегодня поздравляют тех, кто защищает крымчан от недобросовестной торговли.

В поддержку слабого звена

Виной наша правовая неосведомленность.

- Неравенство производителя и потребителя с точки зрения финансовых возможностей, иные отрицательные факторы сокращают возможность потребителя на получение квалифицированной юридической помощи, - рассказала «Комсомолке» начальник управления защиты прав потребителей Анджа Филигонтова. - И если в развитых странах потребители представлены влиятельными общественными организациями, которые лоббируют и защищают их интересы и права, то в Украине такая практика пока что не имеет широкого распространения. Поэтому задача рескомитета - создание возможностей для реализации и защиты потребительских прав каждым жителем Крыма, воспитание образованного потребителя.

На что рассчитывать?

Специалисты управления защиты прав потребителей рескомитета ведут ежедневный личный прием граждан, дают разъяснения и консультации. Принимают и письменные заявления.

Постоянно работает телефон горячей линии, по нему можно получить конкретную помощь в оформлении заявлений, претензий продавцам, исполнителям услуг, исковых заявлений в суды. Люди консультируются и перед тем, как сделать дорогостоящую покупку или заказать услуги в случаях, если поведение продавца или исполнителя услуг вызывает у потребителя сомнения.

Компетентно

Валико АВИДЗБА, председатель Рескомитета АРК по торговле и защите прав потребителей:

- В государствах с развитой экономикой потребитель выполняет руководящую функцию на потребительском рынке. А это возможно только при активной жизненной позиции каждого гражданина и государственной поддержке. Обязанность государства защищать права потребителей, осуществлять контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствовать деятельности общественных организаций закреплена в статье 42 Конституции Украины. И потребители стали активны в защите своих прав. Об этом свидетельствует количество обращений к нам. Это свидетельствует, к сожалению, и о перенасыщении потребительского рынка некачественной продукцией.

Вопросы защиты прав потребителей, повышения конкурентоспособности продукции включены в Программу экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2008 год, которая 16 января 2008 года утверждена Верховной Радой АРК.

Кстати

Где больше всего жалуются?

Справка «КП»

Как появился этот праздник?

Всемирный день защиты прав потребителей отмечают в годовщину выступления президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. В выступлении были сформулированы четыре основных права потребителя:

Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.

В 1985 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

Украина в 1991 году, первой среди республик бывшего СССР, приняла закон «О защите прав потребителей». В 1992 году в нашей стране был создан первый государственный орган по защите прав потребителей - Госпотребзащита Украины. На сегодня в каждом регионе Украины действуют управления и департаменты по делам защиты прав потребителей, работает система Госпотребстандарта Украины.

Только цифры

В 2007 году в Республиканский комитет АРК по торговле и защите прав потребителей обратились в связи с нарушением прав потребителей 3125 жителей и гостей автономии. Все они получили помощь и поддержку.

Важно!

Обращение по телефону «горячей линии» или личный прием позволяют результативно и оперативно решить возникшие у потребителя проблемы, поскольку в письме сформулировать вопрос по сути сложно. Общаясь со специалистами, которые изучат ваш конкретный случай, вы получите детальную информацию и обсудите наиболее приемлемый путь решения.

На что жалуются крымчане?

Вырежи и сохрани

Куда потребитель может обратиться за помощью

Республиканский комитет по торговле и защите прав потребителей, г. Симферополь, проспект Кирова, 13, тел. «горячей линии»: 544-412.

- Главное управления по делам защиты прав потребителей в АРК, г. Симферополь, ул. Крымской Правды, 61, тел. «горячей линии»: 49 41 40, время работы - с 9 до 18, кроме субботы и воскресенья.

- Отделы и специалисты, осуществляющие функции по защите прав потребителей при исполкомах городских советов: