Что ни говори, а Саакашвили ловко играет свою партию – применяет патетическую риторику, использует юридические разночтения, не брезгует блефовать и в итоге уверенно опережает противника минимум на один ход. Вот и сейчас он выиграл время до 18 сентября, чтобы вояжировать по украинским городам и весям. Ну просто последователь Ходжи Насреддина – этакий хитрый Михо, насаждающий правду и справедливость в стране злого шейха. "КП" в Украине" вместе с экспертами решила разобрать его уловки.
Направо пойдешь – меня не найдешь
А ведь слушать надо! И размышлять… 9 сентября на пресс-конференции Саакашвили проболтался что "есть несколько легальных моментов, как я могу вернуться домой в Украину." Но к этому времени все были так зазомбированы его походом на "Краковец", что стаскивали туда все возможные силы – от сотен полицейских до добровольцев-титушек. Прям, как в военное время. А Михо, стоя лицом к украинской границе, повернул не налево, а направо...
- "Краковец" - это автомобильный пункт пропуска. Там сплошные секции, шлагбаумы, барьеры. Через них не смогла бы прорваться большая масса людей. А "Шегини" - широкая пешеходная полоса. Думаю, что Саакашвили изначально собирался прорываться через "Шегини". "Краковец" был назван, чтобы оттянуть туда внимание, а вся история с "Интерсити" задумывалась как дополнительный маневр, - поделился с "КП" в Украине" один из сотрудников Госпрогранслужбы.
В итоге, как знает читатель, Михо таки ступил на украинскую землю, оставив позади растерянных и слегка помятых пограничников.
Беру бомбу на себя
Многократно проверенный прием "Всем стоять, бояться – бомба!" не только не сработал, но и сыграл на руку Саакашвили. Бывший глава СБУ Валентин Наливайченко первым заявил, а за ним подхватили другие, что толпа ломанулась через пограничные кордоны, чтобы спастись от заложенной взрывчатки. Если принять это на веру, получается, что люди, вопреки всем законам логики и инстинкту самосохранения, бежали прямо на территорию, где поджидала опасность. А должны были мчаться в другую сторону.
Тем не менее на следующий день адвокаты Саакашвили утверждали, что экс-губернатор Одесской области пересек границу в условиях "крайней необходимости" и является лицом, "требующим дополнительной защиты".
- Нарушение правил погранконтроля могло быть оправдано только в том случае, если бы за кортежем Саакашвили гнались грузинские танки, - отмечает адвокат Алексей Сиротин. – У Саакашвили нет видимых оснований для получения статуса беженца. Но он пытается воспользоваться всеми возможными и невозможными способами легализации в Украине. Его заявление в любом случае подлежит рассмотрению.
Слаб протокол, да дорог
И еще один туз выдернул хитрый Михо: не сам прошел через границу, люди на руках пронесли!
- Если переход через границу осуществили против воли, Саакашвили должен был обратиться в полицию с заявлением о применении к нему силы либо об ограничении свободы. В Уголовном кодексе достаточно статей, по которым можно было бы начать разбирательство, - отмечает адвокат Иван Либерман.
Но Михо жаловаться на народ не стал. Он публично пожаловался на полицию и пограничников, которые настигли его 12 августа в элитной гостинице "Леополис". МВД грозно потрясало кулаками: "Открыто уголовное производство!" А принесли скромный административный протокол. И тот Саакашвили не понравился: опоздали, мол, парни. Нужно было притащить в течение трех часов как я тут у вас оказался.
- Это неправильное утверждение. Уведомление о правонарушении вручается при первой возможности. Саакашвили даже могли прислать такое уведомление по почте, - отмечает адвокат Иван Либерман. – Если лицо отказывается подписывать протокол, его зачитывают в присутствии понятых, свидетелей и передают в суд.
А ужимки понадобились лишь для того, чтобы выиграть время. Саакашвили сначала подписал претензии к протоколу, потом – сам протокол. Претензии будут рассматриваться 18 сентября. Так наш хитрый Михо получил пять дней для своей агитации и пропаганды.
Читайте также
Возможен ли триумвират Саакашвили, Тимошенко и Садового
Тот факт, что на границе Саакашвили встречала лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко, а во Львове - глава "Самопомощи" и мэр города Андрей Садовой, похож на начало формирования будущего триумвирата.