В прошлом году Ямпольский художественный музей передал во временное пользование местному СБУ, водоканалу и военкомату 11 работ художников-соцреалистов. Такая форма пропаганды прекрасного действует с 1984 года: полотна из музея висят в кабинетах чиновников. Потом их возвращают и берут другие. А водоканал соблазнил хранителей шедевров тем, что пообещал поменять на картинах старые рамы.
Когда из межрайонного СБУ возвратили пять холстов, директор Алла Мруг заподозрила неладное.
- Меня поразила свежесть мазков, - объясняет она. - Уж слишком новыми они казались. Например, я помню естественные повреждения и легкое осыпание красок, которые имелись у «Весны на Черниговщине» Федора Захарова. А эта выглядела словно вчера нарисованная! На работе «Украинские цветы» Василия Чегодара растения буквально пылали оттенками! Но такими откровенно яркими художник их никогда не рисовал.
Алла Мруг сообщила о своих подозрениях директору Винницкого областного художественного музея Илье Безбаху, который является ее куратором.
- Все пять полотен оказались не просто копиями, а подделками под копии, - возмущается он. - Видно, что малевали наскоро, не прорисовывая деталей, а то и добавляя новые. Наша экспертиза подтвердила: холсты «Весенний паводок» и «Весна на Черниговщине» Федора Захарова, «Весна в Крыму» и «Украинские цветы» Василя Чегодара, «Весенние воды» Онуфрия Бизюкова - это подделки. А каждый из оригиналов оценивается в 5-7 тысяч долларов!
Директор музея вспоминает: когда руководитель одного из местных управлений пришел к ней за картинами, то он принялся называть имена некоторых художников и спрашивал, нет ли их в музее.
- Он мне тогда показался таким ценителем… - вздыхает женщина. - Я ему ответила, что именно этих нет, и предложила других. Он отказался. Я еще подумала: надо же, деятельность организации так далека от искусства, а какие образованные люди в ней работают…
Сразу после инцидента музей срочно стал забирать розданные картины. Шесть штук вернули местный военкомат и водоканал. Их вместе с подделками из СБУ отправили в Киев на специальную искусствоведческую экспертизу.
По счастью, четыре полотна из училища в селе Потоки Ямпольского района и столько же из районной больницы вернулись в своем первозданном виде.
Комментировать что-либо СБУ отказывается, ссылаясь на то, что, пока не завершено расследование, они ничего говорить не могут. Но неофициально отмечает, что причиной конфликта якобы стали два сотрудника, которые были уволены. Сейчас расследованием дела о подмене картин занимается военная прокуратура.
Кстати, 6 марта в Виннице представили нового начальника тамошнего управления Службы безопасности Украины - 40-летнего полковника Юрия Артюхова, который занимал пост заместителя начальника СБУ Киева. Его предшественник, 57-летний генерал-майор Иван Кулак, отбыл в личное распоряжение главы Службы безопасности Украины. Говорят, формальным поводом для отставки послужил скандал с ямпольскими картинами.
КОМПЕТЕНТНО
Владимир КОЗЮК, винницкий художник и коллекционер:
- Произведения Захарова и Чегодара стоят сегодня от 15 до 30 тысяч долларов. Если Глущенко и Яблонскую, которых выкрали в Уманском музее, можно отнести к мастерам первого ряда, то Захаров и Чегодар идут сразу за ними.
Кому нужны такие ценные полотна? Однозначно - никто из винничан их не купит. Не возьмут их и серьезные коллекционеры, поскольку картины должны иметь паспорта. За границу их вывозить также нет смысла: подобные вещи там не ценятся.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко сообщила, что в период с ноября 2006 года по август 2007-го директор Уманского краеведческого музея по предварительному сговору с группой лиц присвоил и реализовал холсты, находившиеся в экспозиции. Всего было похищено семь работ, в том числе Татьяны Яблонской, Николая Глущенко и Матвея Донцова. По выводам специалистов, их ориентировочная стоимость свыше 1 млн грн.
Преступление было совершено путем подмены оригиналов. Уже установлены все участники махинации. Также стало известно, что уманские полотна копировали художники из Винницы. Вполне возможно, что подделанные работы из Ямпольского музея тоже на их совести. Хотя нетрудно предположить и то, что нанятые профессионалы не знали, для каких целей используют их талант и навыки.