В расследовании Княжицкой трагедии, когда при нелепых, казалось бы, обстоятельствах погибли пятеро сотрудников полиции, получило развитие. Генеральная прокуратура вручила уведомлении о подозрении бывшему руководителю уголовного розыска столицы Леониду Куряту (суд отправил его под домашний арест), бывшему заместителю начальника отдела криминальной полиции Шевченковского управления Роману Мариновскому и старшему инспектору КОРДа Андрею Курте. Юрий Луценко пообещал, что подобные уведомления получат еще восемь полицейских.
По поводу того, что же произошло в Княжичах, существует множество версий. Оптимисты считают, что следствие все-таки докопается до правды, пессимисты уверены, что ее спрячут ввиду уж больно сильной неприглядности. На некоторые вопросы "КП" в Украине" помог искать ответы Александр Орлов – отец погибшего сотрудника полиции охраны Броварского отдела Сергея Орлова. С первого дня трагедии он проводит собственное расследование.
1. Знали ли "наверху", что разведчиков захватили полицейские охраны, а не бандиты?
По версии Александра Орлова – знали. И наверняка знали те, кто руководил действиями оперативников столичной "наружки" Юлиана Рудько и Александра Маницы. Напомним, в ночь на с 3 на 4 декабря они затаились в недостроенной усадьбе, чтобы наблюдать за домом №30 по улице тихой в Княжичах, который якобы собирались ограбить. Но сигнализация сработала в дома №22 по Корнейчука. На место выехали сотрудники Броварского отдела полиции охраны Евгений Куртев и Сергей Орлов.
- С момента приезда полицейских охраны переговоры с разведчиками вел сотрудник Шевченковского управления полиции Александр Мелихов. Рудько говорил ему, что возле дома 22 ходят какие люди, переговариваются, светят фонариком. Он говорил, что по всему похоже - это сотрудники ГСО. Мелихов же ответил, что будто бы с ГСО связывались и в Княжичах не должно быть полицейских охраны, - говорит Александр Орлов. - Мелихов слушал разговоры, и когда парни уже были задержаны и посажены в машину ГСО. Они пытались договориться с Сережей, чтобы их отпустили, пытались угрожать неприятностями. Но себя не раскрыли, видимо, не имели такой команды.
2. Почему сработала сигнализация?
Точнее не сработала на тревогу, а с экрана на пульте охраны пропал сигнал. Когда сотрудники ГСО прибыли на место, то нашли перебитый кабель и приставленную ко второму дома этажу лестницу. Хозяйка усадьбы давала показания, что у нее ничего не пропало. Однако позже выяснилось, что в машине полиции охраны обнаружили элитный алкоголь (его "нашли" почему-то сразу, а спустя время после перестрелки). Юрий Луценко также заявил, что дом грабили дважды – сначала бандиты, потом – сотрудники полиции. Была версия, что кабель сигнализации перебили и приставили лестницу к дому те самые оперативники, которые погибли вместе с задержавшими их охранниками. Они же нарушили обстановку, пошарив в комнате.
- Ни наши парни, ни эти ребята не влезали в дом, – говорит Александр Орлов. – Разведчиков заставили подойти к дому – якобы посмотреть, что там происходит и вернуться обратно в недострой, чтобы на снегу остались их следы. По этим следам Рудько и Маницу нашли Сережа с Женя. Парней специально подставили, чтобы охранники их задержали. Те, кто проник в дом, шли из леса с другой стороны и перелезли через забор.
3. Кто забрался в дом?
По словам Александра Орлова, инициатором ограбления стал Юрий Бурляй. Человек с таким именем являлся замкомандира полка "Миротворец", который действует при полиции Киевской области и который опекает сам Вадим Троян.
- Отец Бурляя был другом хозяев дома. И Бурляй знал, что это богатые люди. Он готовился к краже заранее – 25 ноября ездил в Княжичи, присматривался. 3 декабря утром Бурляй приехал в МВД, чтобы получить служебное авто и оружие – должен был отправиться в зону АТО. Но вместо этого снова повернул в Княжичи. В село приехал под вечер, а уехал только в одиннадцать утра 4 декабря, после того, как все произошло.
Юрий Бурляй был задержан в рамках дело о банде, которую подозревают в нападении на валютчика (20 сентября 2016 года) и в подготовке ограбления дома в Княжичах. Сейчас его мера пресечения, как и у остальных фигурантов, не связана с лишением свободы.
4. Сколько было банд?
Это должно установить следствие и суд. В настоящее же время речь может идти о нескольких, скажем так, коллективах, которые то ли связаны между собой, то ли нет. В первом может быть Юрий Бурляй и бывший боец полка "Киев" Николай Клочков ( он признался в подготовке к краже в Княжичах и сотрудничает со следствием). Во втором – киевляне Виталий Омельченко, Андрей Егоров, Владимир Иванык. Их задержали около пяти утра 4 декабря возле супермаркета. Все трое, как говорит адвокат Омельченко Алла Божок, категорически отрицают свою причастность к Княжичам и даже не собирались в те сутки там проезжать.
- Несмотря на новые обстоятельства, моему клиенту и другим вручен обвинительный акт, где говориться, что они готовил кражу в Княжичах. Суд назначен на октябрь, - сказала "КП" в Украине" Алла Божок.
Особняком можно поставить бывшых оперативников УБОП Игоря Касьяна (он был представлен изначально как организатор банды) и Константина Березовского. Сейчас они тоже дожидаются суда на свободе, адвокаты настаивают на невиновности.
- Игорь Касьян, Березовский, Омельченко, Егоров и Иванык не имеют отношения к Княжичам, - уверен Александр Орлов. – Считаю, что их дело развалится в суде.
5. Кто стрелял первым?
По "горячим следам" событий Юрий Луценко предположил два варианта: первым стрелял либо КОРД либо ГСО. В январе генеральный прокурор заявил уверенно: "Первым стрелял сотрудник ГСО".
Александр Орлов утверждает, что это не так.
- Огонь по автомобилю, где был мой сын, его напарник и двое задержанных разведчиков открыли со стороны КОРДа. С другой стороны начали стрелять бойцы столичного полицейского спецназа (это был "Киев-1" - Ред.). Ни Сережа, ни Женя не стреляли. Стрелял парень из второго наряда охраны, который был вызван нашими ребятами на подкрепление. Он открыл огонь в ответ.
Напомним, что кроме разведчиков и бойцов ГСО в Княжичах погиб сотрудник КОРДа Виталий Валецкий. Он получил три ранения. Смертельное – в шею. А машина полицейских охраны была буквально изрешечена пулями с двух сторон.
6. В чем обвиняют экс-начальника угро?
На суде по избранию меры пресечения представитель ГПУ Николай Наливайко заявил, что в ночь на 4 декабря 2016 года Курята принял решение не задерживать настоящих преступников и дал устное указание стрелять на поражение по машине, где находились разведчики полиции якобы в качестве заложников. И хоть сам Курята все это отрицал, многие уверены, что речь действительно шла о "зачистке". Мишенью якобы были те самые несчастные разведчики, которые не столько следили за домом №30, сколько прикрывали "операцию" по дому №22.
- В ту ночь руководство Шевченковского управления полиции гуляло в ресторане (Юрий Луценко на заседании комитета ВР тоже об этом говорил, но для приличия уточнил, что в кабаке расположили оперативный штаб – Ред.). И там якобы ждало денег, которые должен был принести из Княжичей Бурляй, чтобы закрыть дело о нападении на валютчика, - рассказал нам один из сотрудников МВД. – Но это могут быть домыслы, вокруг "дела Княжичей их много. Тем более, что Курята не давал прямой команды стрелять, он употребил нецензурное выражение, а это еще не доказательство преступных намерений. Его слова могли неправильно истолковать.
Но даже если сотрудников ГСО и правда посчитали ряженными разбойниками, никто не вспоминает, что начальник уголовного розыска нацеливал подчиненных и спецназовцев на переговоры с целью освобождения заложников.
Что касается замначальника отдела криминальной полиции Шевченковского райуправления полиции Романа Мариновского и старшего инспектору КОРДа Андрея Курты, то их имена значатся среди руководителей спецоперации по поимке злосчастной банды.
7. Почему так долго тянули?
По мнению Александра Орлова, прокурорское следствие долго ходило кругами, не желая признавать очевидно, но сейчас будто бы вышло на правильный путь.
- До правды уже докопались и я думаю, что по Княжичам будет открыто еще минимум пять уголовных дел, - говорит отец погибшего полицейского.
Но есть и другая версия. Представите себе, политическая.
- О роли Куряты и других в этом деле было известно сразу после расстрела. Как и о том, что настоящую ответственность должен был взять на себя руководитель полиции Киева Андрей Крищенко. К весне все ждали его отставки, но – обошлось. Курята уволился из органов в январе и тоже чувствовал себя относительно спокойно. Аваков прикрывает преданных ему людей, но он сейчас сам в шатком положении, - говорит наш источник в МВД. – У Авакова очень напряженные отношения с президентом и только желание сохранить коалицию удерживает обоих от открытой войны. Все, что связано с Княжичами, компроментирует полицию, МВД и команду Авакова. БПП в лице Юрия Луценко будет разыгрывать эту партию.