21 августа 1968 года... Начало конца "Пражской весны". Советская армия вторглась в Чехословакию, чтобы раздавить попытку государства перейти на демократические рельсы. Но не все жители Союза, молчали.
За свободу республик
"Граждане! Не верьте лживым заявлением советского радио! - писал в самодельных листовках 15-летний львовянин Зорян Попадюк. - Армии СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии - агрессоры, а не защитники социализма в ЧССР! Осудите военное вторжение! Протестуйте!".
Спустя четыре года уже за другие листовки его осудили и отправили в лагерь строго режима в Мордовию, затем - в Магадан. И того - 15 лет в ссылке.
"Сражайтесь, убеждайтесь, доказывайте!.. Готовьте себя и своих близких к тому, чтобы пожертвовать всем, даже жизнью, ради жизни других народов, ради дружбы свободных и равных народов... Да здравствует свободная Украина, свободная Грузия, свободная Латвия, Литва, Эстония", - написал 20-летний студент Попадюк в последней листовке.
Пригласил министр иностранных дел Чехии
В эти дни в 49-годовщину вторжения советских войск в Чехословакию Зорян Попадюк приехал в Прагу. Его пригласил министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек. Это уже второй визит украинского диссидента.
21 августа вместе с руководством Чехии Зорян Попадюк возложили цветы к памятнику чешской студентке, которая была одной из первых жертв советской оккупации в 1968 году. Копии своих листовок, которые он распространял в 1968 и 1972 году во Львове Зорян передал лично министру иностранных дел.
В интервью "Радио Прага" украинский диссидент рассказал, почему тогда поддерживал Чехию.
- Советская армия шла практически мимо моих окон, - вспоминает Зорян Попадюк. - Я поддерживал Чехию потому, что это, во-первых, были наши близкие соседи, во-вторых, понятный язык, в-третьих, была возможность на протяжении нескольких месяцев следить за событиями Пражской весны, за развитием ситуации... Мы тоже ощущали себя оккупированным народом и сочувствовали чехам.
Прага сыграла большую роль в том, во что мы верили
Больше всего Зорян Попадюк не мог смирится с тем, что советские танки "уничтожат" Пражскую весну.
- Мы народ, который перенес Большой Голодомор, от которого пострадало от пяти до шести миллионов украинцев. Мы знали, что творилось в 1937 году и в Украине, и в России, и в других республиках, так что мы понимали - это реформировать невозможно, - объяснил украинский диссидент.
В 1972 году во Львове вместе со студентами организовали Национально-освободительный фронт, который и выпускал листовки.
- Это были написанные от руки листы небольшого формата. Мы пытались написать все, что мы думаем об этих событиях. Наши листовки 1972 года были приурочены к четвертой годовщине вторжения в Чехословакию. Думаю, они были самыми информативными из того, что мы делали. Позже мы уже стали печатать листовки... Прага сыграла большую роль не только в том, чем мы занимались, но и в том, во что мы верили, - говорит диссидент.
После возвращения из лагерей Попадюк приехал в родной Самбор. Поначалу работал грузчиком, а в 1990 избран главой городского совета Самбора. В 1992 году назначен представителем Президента Украины в Самборском районе. С 1998 по 2002 года был заместителем главы Самборской районной администрации. Сейчас вместе с женой и двумя дочерями проживает в Львове и занимается общественной деятельностью.
|
Школьная любовь
Когда мы связывались с семьей Попадюков, они как раз возвращались домой из Праги.
- Мы в городе Чоп, ждем поезда и вечером будем в Львове, - отвечает нам по телефону жена Зоряна Владимировича Оксана Николаевна. - Нас очень хорошо встречали, много теплых слов от министра, обычных людей... Это впервые муж получил из Праги приглашение посетить государственно мероприятие. Мне приятно, что моего Зоряна знают чехи... Он для них что-то значит.
Зорян Владимирович и Оксана Николаевна учились в одном классе в городе Самбор.
- Он мне в пятом классе в письмах любовные признания писал, - вспоминает Оксана Николаевна. - Я так стеснялась... Избегала его. Думала, что люди скажут. Это было детство. Затем Зорян перешел в другую школу и связь оборвалась.
Оксана Николаевна говорит, что у общих знакомых долго интересовалась, судьбой ее школьного воздыхатели.
- Однажды письмо какое-то пришло из Мордовского лагеря от неизвестного адресата. Точно не помню, что там было, но таким мелким почерком написано. В письме говорилось, что сейчас в лагере. Писал, что понемногу привыкает, скоро вернется... Я догадалась, что письмо от Зоряна. Но я-то уже была замужем за другим, - говорит Оксана Николаевна.
Судьба повторно их свела в 1987, когда Зорян Владимирович вернулся в родной город.
- Встретились на улице в Самборе. Друг друга узнали сразу. Буквально через пару месяцев женились. На тот момент мой первый муж умер после инсульта, - рассказала Оксана Николаевна.
Сейчас семья Попадюков вместе с детьми и маленьким внуком проживает в Львове.
В камере вместе с секретарем Солженицына
Зорян Владимирович говорит, что после поездки в Чехию вернется к своим мемуарам.
- Я обещал диссидентам, с которыми сидел в одной камере (многих уже нет), что когда-то напишу воспоминания о лагерях. Хотя лучше о том не писать. Но это наша история, - сообщил он "КП" в Украине".
Признается, что даже детям и жене старается не рассказывать о тех ужасах, которые ему довелось пережить.
- Я им рассказываю только забавные истории. Например, как мы в Львовском изоляторе (это еще до ссылки, 1973 год) закрыли в камере надзирателей. Или как из-за секретаря Солженицына Гарика Суперфина (он с нами сидел во Владимирской тюрьме) мы лишались еды... Когда у Гарика что-то спрашивал надзиратель через окошко в дверях, он ему все долго объяснял. А в то время еду разносили. Разнощик видит, что надзиратель общается, поэтому и проходил нашу камеру...
Кстати, Суперфин приезжает в госте у Попадюкам частенько. Живет он сейчас в Германии.
- Я бы сказала, что у нас в доме до сих пор бывшие диссиденты проводят целые собрания. Это и Суперфин, и Василий Овсиенко, Мирослав Маринович, Игорь Калинец, - рассказывает Оксана Николаевна.
В данный момент Зорян Попадюк на пенсии. В 2000-х работал разнорабочим в Америке, Израиле... Дважды перенес инсульт.
- Как раз второй инсульт перенес, когда был Майдан в 2014 году. Только в 2015 поехал с сыном в Киев посмотреть, что там к чему. Понял, что украинцы среди политиков выбирают кумиров, а потом сами же от этого страдают. Такой у нас менталитет, - сказал Зорян Владимирович.
|
|
Был случай
Зорян Попадюк владеет способностью запоминать иностранно слова, легко учить языки. В лагере был эпизод, когда собрались вместе языковеды, чтобы решить филологическую задачку, Зорян Попадюк быстро перевел отрывок текста из санскрита.
Это еще не все, на Колыме украинский диссидент встретил поляка, который забыл свой родной язык. Зоряк Попадюк помог ему вспомнить польский.
Справка "КП"
Зорян Попадюк - украинский диссидент, правозащитник. Родился в 1953 году во Львове. Его дед служил в военном подразделении "Сичевых стрельцов". В 1973 году 20-летний студент Львовского университета арестован "за антисоветскую деятельность". В лагерях и ссылках Зорян провел пятнадцать лет - Мордовия, Магадан, Казахстан, Пермь-36. Знаком с такими известными диссидентами как Г.Суперфинн, В.Черных, П.Пайлайтис, П.Айрикян.