Самой большой ошибкой человека, пришедшего в Церковь, можно назвать обольщение. Сатана часто пытается обмануть нас внешней льстивой, лживой красотой. И это касается веры в том числе.
Например, человек, который только что пришел в Церковь и пытается изменить свою жизнь, обращает внимание на внешние вещи, на внешнюю, так сказать, красоту.
Он читает молитвы, ходит в храм, соблюдает посты, по-другому одевается, но… другим не становится. И когда первая пора увлечения внешними вещами проходит, наступает период разочарования: посты уже необязательны, молитвы не читаются, в храме стоять трудно. И вообще, наблюдается определенная раздвоенность: с одной стороны, он хочет быть с Богом, но с другой стороны, из-за отсутствия внутренней работы ему вера становится безразличной и неинтересной.
Тут может быть три сценария. Первый: человек переключается с себя на Церковь. То есть для него важными становятся не только те ритуалы, которые он соблюдает, желая реализовать свое понимание христианства. Для него становятся важными уже и ритуалы Церкви. Так, самым главным в жизни православного христианина он может считать знаменное пение, каноническую икону и богослужение строго по типикону. Отступление от чего-либо из этого для него равносильно отступлению от Христа.
Второй сценарий - человек разочаровывается внешним соблюдением правил (так как видит, что сам он не меняется), бросает Церковь и считает, что там неправда и т.д. Но он не понимает, что на самом деле в Церкви неправды нет. Есть неправда в его восприятии Церкви.
Третий сценарий - единственно правильный. Человек, который пришел в Церковь, ничего не требует от других, а требует только от себя. Он понимает, что все правила, посты, богослужения ценны не сами по себе, а ценны потому, что помогают верующему прийти ко Христу. Христос - это главное. Все остальное - второстепенное.
Другими словами, до тех пор, пока мы будем искать в Церкви утешения в скорбях, решения своих жизненных проблем и помощь в трудных обстоятельствах, мы не сможем стать по-настоящему верующими, по-настоящему другими. Потому что изменить нас может только встреча с Христом. И задача каждого христианина - это отдать свою жизнь для поиска этой встречи.