Сергей Михалков: «Я боялся, что родители Юли будут против нашего брака»

Сегодня патриарху русской литературы исполнилось 95 лет. 13 марта патриарху русской литературы, выдающемуся писателю, автору «Дяди Степы» и двух гимнов нашей страны, драматургу, киносценаристу Сергею Владимировичу Михалкову исполнится 95 лет. Юбилей писатель собирается отметить в узком семейном кругу.

Сегодня патриарху русской литературы исполнилось 95 лет. 13 марта патриарху русской литературы, выдающемуся писателю, автору «Дяди Степы» и двух гимнов нашей страны, драматургу, киносценаристу Сергею Владимировичу Михалкову исполнится 95 лет. Юбилей писатель собирается отметить в узком семейном кругу.

Несмотря на возраст, Сергей Владимирович в отличной форме, большую часть времени проводит на даче на Николиной горе. Недавно выпустил очередную автобиографическую книгу. Словом, полон сил и оптимизма. От имени читателей «КП» мы поздравляем юбиляра и желаем здравствовать еще долгие годы. Ранее, до праздничной даты, с писателем и его женой побеседовала наш корреспондент.

О семье

Сергей Владимирович гордится своими предками.

Семья Михалковых, в которой воспитывались три брата - Сергей, ставший классиком детской литературы, Саша и Миша (сегодня их нет в живых), до революции жила в имении «Назарьево», что под Москвой, среди лесов, полей, лугов.


Сыну Андрею знаменитый отец читает своего «Дядю Степу».

Глава семейства - Владимир Александрович Михалков - получил юридическое образование, но увлекся разведением птиц и стал одним из основоположников советского промышленного птицеводства на Северном Кавказе. Сельхозакадемия Тимирязева в 1986 году торжественно отмечала 100-летие со дня его рождения. Сергей Владимирович Михалков с гордостью рассказывает и о своем прадеде Владимире Сергеевиче Михалкове: «Мой прадед был очень известным библиофилом. У него была одна из лучших русских частных библиотек. И он завещал ее Российской академии наук. Когда он умер, его внук, то есть мой отец, передал все 50 тысяч томов в Петербург в Академию наук. Они до сих пор там хранятся.

Кстати, вот про меня ходят разговоры, дескать, я миллионер. Это правда, если говорить не о деньгах, а о количестве выпущенных мной книг: за все время их напечатано 250 миллионов экземпляров. Бабушки и дедушки, которые сами читали их в детстве, теперь покупают мои книжки внукам.

О первой жене

Первой женой Сергея Михалкова стала Наталья Петровна Кончаловская - писательница, внучка художника Сурикова.

«Все случайное оказывается закономерным, - рассказывает Михалков. - В 1936 году меня пригласили в дом Петра Петровича Кончаловского. И там я встретил Наталью Петровну. Она была старше меня на 10 лет. Мне было 23 года, ей - 33. Я уже писал, печатался, у меня вышел первый вариант «Дяди Степы». В общем, я влюбился. С приятелем уехал в Харьков и оттуда из гостиницы позвонил ей в Москву со словами: «Я не могу без тебя. Я возвращаюсь к тебе с тем же вопросом: пойдешь ли ты за меня замуж?» Она согласилась. Я ей тоже чем-то нравился. Молодой, успешный... Мы стали жить вместе.  Друг другу читали то, что мы пишем. Она меня критиковала, я ей давал советы...»

Супруга умерла в 85 лет, рядом с Сергеем Владимировичем остались приемная дочь Катя и сыновья Андрей и Никита, уже добившиеся мирового признания. А в 83 года Сергей Владимирович женился второй раз на Юле Субботиной, дочке академика, на 40 лет моложе его. О своих взаимоотношениях Сергей Владимирович и его супруга рассказали «Комсомолке».

О второй жене

- Мало кто из писателей женится в 83 года на молодой 35-летней женщине, - признался «КП» Сергей Владимирович Михалков. - Обычно это носит характер такой, знаете: молодая женщина решила выйти замуж за академика, потому что он скоро помрет и ей останется громаднейшее наследство. Но про меня больше разговоры, что я состоятельный человек. У меня много книжек выходит, но за детские книги очень мало платят. В нашей истории деньги не играли абсолютно никакой роли. Познакомились мы с Юлей случайно - в летнем кафе. Уступил ей за столиком место. Мы разговорились. Она на меня произвела впечатление. Потом я ей позвонил. Мы стали встречаться сначала по-дружески. Занимались общими делами. Она очень организованный, внимательный человек. Юля в то время окончила МИФИ и была аспиранткой, готовила кандидатскую диссертацию.

Она физик, как и ее отец. Но защищаться не стала, потому что вышла за меня замуж и стала мне помогать.

- Как вы предложили Юле руку и сердце?

- Я просто сказал: «Давай зарегистрируемся, чего так встречаться!» Мол, на тебя люди смотрят, интересуются, с кем это Михалков пришел обедать в ресторан. И я предложил: «Давай с тобой сделаем семью». Она согласилась. Я беспокоился, конечно, что родители ее будут против. Но потом мы познакомились с родителями - все было нормально.

Сергей Михалков счастлив со своей супругой Юлей.

Сыновья жену приняли

- Как вы готовились к свадьбе?

- До регистрации мы с Юлей по приглашению моего старшего сына Андрея поехали к нему в Лондон. Он там снял небольшую квартиру, и мы жили две недели.

Ходили в музеи, осматривали достопримечательности. А когда приехали из Лондона, решили и нашу судьбу.

У нее сложились хорошие отношения с моими сыновьями. Они ее приняли, и это тоже важно.

- Сейчас у вас с Юлей любовь или больше дружба?

- Любовь, конечно!

- Запомнился ли вам какой-то случай из семейной жизни?

- Знаете, случаев, слава Богу, не было. Потому что всякие случаи - это какое-то волнение. Случай сам по себе произошел, когда она согласилась выйти за меня замуж. Иногда задумываюсь - когда мне было 47 лет, я уже прошел всю войну, пять лет я был на войне, имею 12 орденов, слава Богу, не попал в плен и ранен не был, а она РОДИЛАСЬ! И вот это случай! Вы понимаете?

- Кстати, я читала, что у вас в 20 лет была первая любовь - девочка, которую тоже Юлей звали. Вот и последняя любовь Юля.

- Да, можно сказать, совпадение.

- Чем Юля сейчас занимается?

- Она занимается мной. Из-за меня она не стала защищать диссертацию и стала моей женой, а это тоже какие-то обязанности. Понимаете?

- А Юлю не тяготит отсутствие своего дела, то, что она живет как бы в вашей тени?

- А что она могла - получить звание кандидата наук и работать преподавателем в институте?! Вы знаете, как много работает преподаватель и  сколько профессор получает? Мизер! Мизер получал ее отец - академик, лауреат Ленинской премии, его реакторы стоят на подводных лодках! У меня внуки больше зарабатывают.

- У Юли до вас были мужья?

- Я ее второй муж. С первым мужем ее отношения закончились задолго до нашего знакомства.

- А как строятся ваши отношения, вы чувствуете любовь Юли?

- Она меня очень любит, да. У нас нежные отношения. Причем их строит она. Как человек внимательный и добрый, она знает, что мне необходимо ее присутствие, ее помощь.

- Чем вас радует супруга?

- Очень многим. Жена у меня - хороший кулинар. Салаты у нее получаются очень вкусно, жареные кабачки. Вообще любит угощать моих друзей, которые ко мне иногда приходят. Одним словом, она - эталон хорошей молодой жены. Конечно, она для меня опора. Одному бы мне было трудно жить. А если б я женился на такой, знаете ли, легкомысленной девушке, я бы не смог это вытянуть.

- Сергей Владимирович, из чего сегодня состоит ваша жизнь?

- Я продолжаю писать басни, печатаюсь в журналах. Пишу воспоминания.

Писатели Корней Чуковский (слева) и Сергей Михалков беседуют на торжественном вечере.


Юля: «С Сергеем Владимировичем нас связывает любовь!»

- Юлия, говорят, Сергей Владимирович первый проявил инициативу при вашем знакомстве?

- После нашей первой встречи Сергей Владимирович начал упорно мне звонить. Когда я к нему зашла, у него стоял абсолютно пустой холодильник с корочкой сыра и корочкой хлеба. И в этом был его аристократизм: нет - и не надо, есть - очень хорошо. Сергей Владимирович - аристократ. Он не современный человек по духу своему. Ведь аристократизм выражается не в том, что он кушает серебряной вилочкой, а в отношении к жизни.

- А между тем многие не верят в вашу любовь - я читала в Интернете кучу заметок, где вас упрекали в меркантильности.

- Я не буду доказывать вам, что, когда мы познакомились, у меня денег было больше, чем у Сергея Владимировича. Мало ли что говорят. Я не писательница, мне не нужно было печататься. Даже смешно это слышать! Наши отношения с Сергеем Владимировичем строятся на любви и уважении друг к другу.

Он человек с детской душой. Чистота, нежность и наивность - это его.

- Вы помогаете Сергею Владимировичу по работе?

- Стараюсь.

- Он спрашивает вашего совета?

- Иногда да.

- Вы хорошо готовите. Есть ли какие-то рецепты любимых блюд?

- Я готовлю по вдохновению, а любимое блюдо - то, которое захочется приготовить на следующий день.

- Стараетесь ли вы вести здоровый образ жизни?

- За своим здоровьем не очень слежу, а за здоровьем близких стараюсь следить.

- Вас не смущает большая разница в возрасте с мужем?

- Нет.

- То есть главное не возраст, а человек?

- Абсолютно верно.


ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Невыдуманные истории из жизни юбиляра

Когда Михалкову было 23 года, он влюбился в девушку из Литинститута. Ее звали Светлана, и она не отвечала юному писателю взаимностью. Он пообещал ей, что напишет стихотворение в ее честь и опубликует его в завтрашнем номере «Известий». Она, конечно, не поверила. А стихотворение уже было написано и стояло в полосе; Михалкову оставалось лишь дойти до редакции газеты и изменить заголовок «Колыбельная» на заголовок «Светлана».

Хотя Светлана все равно не прониклась чувствами к Михалкову. Зато проникся Сталин. Он прочел в «Известиях» стихотворение и был так растроган, что попросил связаться с автором и выяснить, не нуждается ли он в какой-нибудь помощи. Дочь Сталина звали Светланой, это и сыграло решающую роль.

* * *

Уже после того как Михалков написал гимн и стал лауреатом множества наград, ему предоставили пятикомнатную квартиру на Поварской. Он немедленно осуществил свою мечту - купил книжный шкаф красного дерева. В то же время его сын Никита осуществил другую свою мечту - раздобыл перочинный нож. Однажды Сергей Михалков зашел в свой кабинет и увидел, как Никита Михалков, высунув язык от усердия, заканчивает вырезать на поверхности шкафа свое имя.

«Ну что мне было тут делать? Дать ему затрещину? Нет, в нашей семье рукоприкладство было абсолютно исключено». Михалков просто подошел к сыну и сказал:

- Это мой шкаф. И ты должен вырезать на нем не имя «Никита», а имя «Сережа»...

* * *

Михалков в очень хороших отношениях со своим внуком Егором Кончаловским. Однажды в конце 80-х они вместе оказались в Париже. Михалков пошел гулять по городу, а вернувшись, прямо в пальто лег на кровать, вынул из кармана пачку сигарет и сказал: «Кури. Покурим?» Егор удивился:

- Дед, ты что?

- А что? Да бери, угощайся.

- Дед, я не курю, да и ты не куришь.

- Да они без никотина, я в аптеке купил.

- А зачем же курить?

- Ну так, повыдрючиваться немножко.

«Ему тогда было уже под восемьдесят лет - вспоминал Егор. - Лежит в пальто на постели в парижском отеле и курит сигарету - выдрючивается. Ну вообще! Это же студент, даже школьник, это в поведении чистый тинейджер!»

Использованы фрагменты из только что вышедшей книги Сергея Михалкова «Что такое счастье» (издательство «Эксмо»).

Николай ГЕРАСИМОВ.