Вы спросите, какая связь между повышением температуры и авиаперелетами? Оказывается, самая прямая, утверждает группа ученых под руководством Итана Коффеля из Колумбийского университета (США). Все дело в законах физики и аэродинамики. Как известно, вещества при нагревании расширяются. И по мере того как температура повышается, воздух расширяется и становится менее плотным. А потому при той же скорости разбега подъемная сила крыла становится меньше. Подробные расчеты ученые мужи привели в исследовании "Влияние повышения температуры на взлетную силу самолета", опубликованном в научном журнале Climatic Change.
Эксперты подсчитали: среднегодовая температура сегодня на планете на один градус выше, чем до начала индустриальной революции. Причем основной рост начался относительно недавно - после 1980 года. Если темпы выбросов углекислого газа в атмосферу не удастся снизить, к 2100 году на Земле станет жарче в среднем на 3 градуса по Цельсию. А это кардинально скажется на рынке авиаперевозок.
- Экстремальная жара усложнит взлет лайнеров, - считает профессор Итан Коффель. - И до 30 процентов полностью загруженных современных самолетов не смогут подняться в небо. Чтобы взлететь в разреженном воздухе, надо увеличить скорость разбега, а для этого надо будет вводить более жесткие ограничения на взлетный вес воздушного судна. Летчикам придется брать с собой меньше пассажиров, грузов или топлива. Насколько меньше? В самые жаркие дни полезная нагрузка будет снижаться на 4 процента. Это значит, что лайнер, рассчитанный на 160 посадочных мест, не сможет взять на борт примерно 6 - 7 пассажиров. И это еще оптимистичный сценарий! Если же взлетно-посадочная полоса в аэропорту будет короткой, а самолет большим, перевозчики смогут заполнить салон лишь наполовину.
Подобные проблемы, по мнению исследователей, отнюдь не дело далекого будущего. Глобальное потепление еще только начинает раскочегаривать планету, но такое явление, как тепловые волны, способно превратить отдельно взятый регион в адское пекло.
Катастрофические прогнозы ученых начинают оправдываться уже сейчас. Например, в нынешнем июне в аэропорту американского города Финикс из-за жары было отменено более 40 рейсов!
- Мы создали компьютерную модель, которая учитывала, насколько часто температурные рекорды в последнее время обновляли исторические максимумы, - поясняет Итан Коффель. - И попытались посмотреть, как будет меняться погода в 19 самых крупных аэропортах США, Европы, Ближнего Востока, Китая и Южной Азии. Наш прогноз неутешителен: с ростом температуры количество экстремальных тепловых волн будет очень быстро расти. В большинстве аэропортов уже к 2060 году ежегодно будет насчитываться от 10 до 50 дней, когда жара будет обновлять исторические рекорды.