С юности Хоффман страдал от маленького роста и собственной непривлекательности. Даже члены семьи ему говорили: "Артист должен быть красивым, а ты..." Как съязвил автор иллюстрированного журнала Life, "Если бы лицо Дастина Хоффмана было единственным его достоянием, он был бы обречен на жизнь в нищете". А уж одноклассники издевались над коротышкой Дастином вовсю, прозвав его Дастбином (что по-английски значит "мусорный ящик"). Особые переживания Хоффман испытывал из-за своего большого носа ("Я весь был нос!"). Его спасало то, что на переменах он смешил одноклассников, разыгрывая перед ними разные сценки.
Отец мечтал, чтобы Дастин стал пианистом, и мальчик много лет прилежно занимался музыкой, собираясь посвятить себя джазу. А потом осознал, что у него недостаточно хороший слух. Год он учился на врача, но и тут особой одаренности не проявил. А вот занятия по актерскому мастерству ему ужасно понравились: "Это единственное, на чем я мог по-настоящему сконцентрироваться!"
Он переехал из родной Калифорнии в Нью-Йорк и мечтал о ролях в театре. Но поначалу их не было, и приходилось работать кем попало - то перепечатывать рукописи, то рекламировать игрушки в магазине. Однажды он устроился санитаром в психиатрическую лечебницу.
В те годы Хоффман встретил и свою будущую жену. В 1963-м приятель, оперный тенор Морис Стерн, познакомил его с 19-летней балериной Энн Берн. Просто пригласил ее в клуб, где Хоффман чисто для себя играл на пианино.
"Мое сердце колотилось: она была девушкой моей мечты и она была недосягаема", - вспоминал Хоффман. Но тем не менее он поспорил с приятелем на сто долларов, что женится на ней. И женился - правда, только шесть лет спустя. Деньги приятель ему так и не отдал.
"В этом мурзике всего метр роста"
Прорывом для Дастина Хоффмана стал фильм "Выпускник", комедия о робком девственнике, которого успешно соблазняет опытная женщина бальзаковского возраста - а он в результате влюбляется в ее дочь. Режиссер Майк Николс сначала думал позвать на эту роль красавца вроде Уоррена Битти или Роберта Редфорда, но быстро понял: что-то идет не так. "Тебе вообще когда-нибудь отказывала девушка?" - спросил он на пробах у Редфорда. "Ты о чем?" - искренне удивился он. "Да вот о том", - вздохнул Николс и отказался утверждать актера.
А никому не известный Хоффман, которому было уже под 30 (его герою - 22), вписался в роль идеально. Правда, пробы прошли катастрофически. Продюсер картины, заметив Хоффмана на площадке, искренне принял его за курьера. Увидев партнершу, красавицу Катарину Росс, Хоффман запаниковал, подумав: "Да такая никогда ко мне не подойдет, даже если я проживу миллион лет!" Росс полностью разделяла его чувства - позже она сказала, что ей казалось, будто в партнере всего метр роста и весь он "какой-то замурзанный". Но эта робость и неуклюжесть Николсу как раз и были нужны. Он принял решение отдать роль Хоффману, что потребовало, как замечал впоследствии актер, "потрясающей отваги".
И это был тот самый случай, когда актер после премьеры проснулся знаменитым. "Выпускник" собрал в прокате огромные деньги - если пересчитать сумму с учетом инфляции, более 750 миллионов долларов в одних только США. Как это расценивать, критики и продюсеры не знали. К Хоффману, получившему номинацию на "Оскар", в конце концов прилепили ярлык "антизвезда". Голливудской звездой в традиционном понимании он действительно быть не хотел - следующей его ролью стал нищий, больной, жалкий итальянец по прозвищу Рэтсо (что-то вроде "крысеныш") в "Полуночном ковбое". Говорят, Майк Николс уговаривал его не браться за эту роль, опасаясь, что она загубит его карьеру. Но Хоффману отчаянно хотелось доказать, что "Выпускник" - не случайная удача, не простое совпадение персонажа и актерской фактуры, что он может играть все что угодно. Роль принесла ему еще одну номинацию на "Оскар".
Помог опыт санитара
Статуэтку он получил только с четвертой попытки, в 1980‑м, за роль в мелодраме "Крамер против Крамера" о разводе и сражении бывших супругов за ребенка (в отличие от большинства самых известных фильмов Хоффмана она добралась до советского проката). Еще три года спустя его номинировали в пятый раз, за "Тутси", где он сыграл свою самую выдающуюся комедийную роль. К тому моменту Хоффман уже мог требовать полного творческого контроля над проектами и иногда вел себя как режиссер и продюсер: в частности, он требовал переписывать сценарий, настоял, чтобы постановщик картины Сидни Поллак лично сыграл агента главного героя... Когда Хоффмана загримировали, превратив в женщину, он был потрясен, увидев себя в зеркале: не думал, что женщина из него получится такая правдоподобная и такая некрасивая! Он потом говорил, что никогда в жизни не подошел бы к ней на вечеринке: "Ну да - она по-своему интересна, но если бы я заговорил с ней, я упустил бы возможность пообщаться с женщинами более привлекательными!"
Еще одной знаменитой ролью Хоффмана в 80-е стал Рэймонд в "Человеке дождя". Ему первоначально предлагали роль младшего брата - ту, что в итоге сыграл Том Круз, - но Хоффман вцепился в роль старшего, беспомощного, но в какие-то моменты гениального аутиста. Ему помогла работа в психиатрической больнице, на которую он устроился в безденежной юности; но перед съемками он еще много месяцев дополнительно общался с аутистами, с некоторыми из них подружился (насколько это было возможно), водил их в боулинг и кафе. Он стал буквально одержим ролью - и готовился к ней больше полутора лет.
Подготовил
Лучшие фильмы
- "Выпускник" (1967)
- "Полуночный ковбой" (1969)
- "Маленький большой человек" (1970)
- "Соломенные псы" (1971)
- "Вся президентская рать" (1976)
- "Марафонец" (1976)
- "Крамер против Крамера" (1979)
- "Тутси" (1982)
- "Человек дождя" (1988)
- "Спящие" (1996)
- "Парфюмер: История одного убийцы" (2006)
Судьба
Встретил вторую жену, когда ей было 10
Сейчас Хоффман, подобно своим коллегам Аль Пачино и Роберту Де Ниро, снимается по большей части во всякой ерунде. Ну или, скажем мягче, в фильмах, которые не могут идти в сравнение с его шедеврами 60, 70 и 80-х. Не считать же чем-то выдающимся комедии "Лавка чудес", "Знакомство с Факерами-2" или "Повар на колесах"; да и более серьезные проекты проходят незамеченными - мало кто, например, обратил внимание на фильм Ноа Баумбаха "Истории Мейровица", хоть он и участвовал в этом году в конкурсе Каннского фестиваля.
Впрочем, и на пороге 80-летия, похоже, Хоффман отлично себя чувствует. Уже 37 лет он совершенно счастлив со второй женой, Лизой (с первой, Энн Берн, он развелся в 1980-м). Интересно, что ее бабушка дружила с его матерью, и впервые Дастин с Лизой встретились на барбекю, когда ему было 27, а ей всего 10. Он ее очаровал: играл для нее и ее маленького брата на пианино, рассказывал анекдоты... Лиза в тот вечер твердо решила, что выйдет за него замуж, когда вырастет, о чем и сообщила своей бабушке. В следующий раз они встретились через много лет на похоронах этой самой бабушки - тогда Лизе было уже 22, - и все завертелось. У них четверо детей, и сейчас Лиза говорит, что они с Дастином любят друг друга сильнее, чем когда бы то ни было.
|