Украина – аграрная страна, и земля – самое главное и самое дорогое наше богатство. Вот только хозяйничать на ней нужно так, чтобы ни природе, ни людям не причинить вреда. Но получается именно так, когда фермеры пытаются экономить на новых технологиях и соблюдении элементарных санитарных правил. Примером может послужить село Лазорки в Оржицком районе на Полтавщине, которое местный фермер фактически держит в заложниках.
|
"Вонь такая стоит, что все сразу убегают"
Места здесь красивые, земля – хоть на хлеб мажь, как говорят в народе. И ехать в Лазорки удобно – через село проходит железная дорога.
- Вон там, – показывает на край села местная жительница Валентина, - хата пустая у нас стоит. Хорошая хата и сад хороший, а не хотят покупать. Кто приезжает посмотреть, тот сразу прочь бежит. Вонь такая стоит в воздухе, что не утерпишь. Я на другом конце села живу, так и до нас ветром доносит.
Дурной запах идет от фермы на краю села. Хозяйство принадлежит Алексею Тараненко, учредителю фирмы "Нове-2". Родом он из соседнего Гребенковского района, но живет в Лазорках, и местные давно считают его своим. Оттого и не жалуются.
- А кому будешь жаловаться? – вздыхает Валентина. - Наши у него паи держат, с чиновниками он на короткой ноге. Да и работу в сезон какую-то может дать. А что на скотомогильнике собаки роются, зараза по всей округе идет, так об этом знают и в санстанции, и в райадминистрации. Жаловаться, выходит, и некому.
Скотомогильник, о котором рассказывает женщина, и вправду выглядит ужасно. Вместо регламентированной санитарными правилами бетонной ограды поставлен обычный деревянный забор, калитки нет. Ямы не глубокие, крышки провалены. Разные отходы и даже туши не понятно отчего умерших свиней разлагаются прямо под открытым небом. Небрежно, на открытом воздухе, фермер хранит и ядохимикаты – средства защиты растений от паразитов. Поэтому кроме дурного запаха ветер разносит по округе еще и химию, которая может вызвать аллергию и приступы астмы.
Увы, с экологической точки зрения Лазорки - не самое благополучное село. Есть угроза заражения грунтовых вод, попадания инфекции и ядохимикатов в колодцы во дворах людей.
|
Радикальный феномен Иванова
О том, какие беды может принести обустроенный не по правилам скотомогильник, Тараненко, безусловно, проинформирован. Но по поводу гигиены окружающей среды, похоже, не переживает. Есть у него очень надежный тыл – влиятельный в районе Владимир Иванов, помощник одного из народных депутатов. До недавнего времени этот человек занимал кресло первого заместителя председателя Оржицкой райгосадминистрации.
Местные жители рассказывают, что в хозяйстве Алексея Тараненко у Иванова есть свой интерес. Правда это или нет, сказать трудно – в декларации чиновника доля не указана. Но факт, что по отношению к другим предприятиям, более крупным и более дисциплинированным, Иванов занимал крайне принципиальную позицию. Нещадно критиковал и даже поднимал селян на протесты.
Так, в марте этого года Иванов агитировал жителей Лазорки за закрытие одного из находящихся по соседству с селом заводов. Под его руководством пару десятков активистов перекрывали движение на трассе Киев – Харьков, устраивали возле предприятия блокпосты и даже организовали марш на Киев, чтобы помитинговать возле Рады. Правда, мероприятие получилось немноголюдным и затерялось на фоне других более важных для Украины событий.
Радикальные поступки товарища Иванова объяснимы – сам он является членом Радикальной партии Олега Ляшко. Но вот избирательная позиция в симпатиях странная для чиновника, ведь в дни, когда Иванов поощрял одного предпринимателя и воевал против других, он еще занимал ответственный пост (вопрос о снятии с должности только рассматривался). И должен был бы радеть не за какие-то личные интересы, а за благополучие всего района.
|
Необходим комплексный контроль
На сегодняшний день Владимир Иванов больше не является чиновником, но скандальным скотомогильником в Лазорках никто так и не занялся. С одной стороны, может быть, и хорошо, что власть не вмешивается в частные фермерские дела, с другой – не очень. Речь идет об экологии, которая должна обеспечить здоровое будущее нам и нашим детям. А к этому вопросу мелкие хозяева часто относятся безответственно – применяют устаревшие технологии, травят поля дешевыми пестицидами, жалеют денег на санитарное обустройство территории фермы и так далее. Словом, живут по привычке: делаем, как удобно, на наш век хватит.
Крупные хозяйства находятся в менее выгодном положении. С них куда больший спрос. К ним проявляет интерес налоговая, экологическая инспекция, другие контролирующие органы. Они должны заботиться о репутации предприятия, о соблюдении требований КЗоТа (если на мелких фермеров работают временщики, то здесь трудоустройство легальное) и переживать здоровую конкуренцию. За нарушения грозят штрафы, судебные иски, лишение лицензии на производство той или иной продукции. Словом, ответственность больше во много раз.
Поэтому развивать мелкое фермерство в Украине необходимо, но под комплексным контролем. Чтобы не было позволено одному товарищу Ивановe решать, кого казнить, а кого миловать. И чтобы не мог фермер Тараненко позволять себе травить целое село.