В Днепропетровск приехали вундеркинды

К визитам мировых звезд нашему городу не привыкать. Но на этой неделе на гастроли в Днепропетровск приехали особые дарования - 16-летние близнецы-вундеркинды, кларнетисты Александр и Даниэль Гурфинкель. Это первый визит братьев на родину их отца и деда.

Сегодня в театре им. Горького выступит единственный в мире дуэт кларнетистов.

К визитам мировых звезд нашему городу не привыкать. Но на этой неделе на гастроли в Днепропетровск приехали особые дарования - 16-летние близнецы-вундеркинды, кларнетисты Александр и Даниэль Гурфинкель. Это первый визит братьев на родину их отца и деда.

Исполнители… без слуха

Двое совершенно одинаковых мальчишек играли за компьютером.

- На что-что, а на это время всегда найдут, - улыбнулась их мама Лилия.

- Вы всегда одеваетесь одинаково? - спрашиваем.

- Конечно, - хором отвечают братья. - Даже прически делаем одинаковые.

Увлечения у них тоже общие: футбол, боевики, фильмы с участием Джеки Чана и комедии, из музыки – классика, поп, рок и израильская народная.

- А вот музыкальные фильмы не любим, - одновременно скептически говорят Александр и Даниэль. - Дешевка.

- Вы не поверите, но в детстве у них даже слуха не было, - включается в разговор отец братьев Михаил. - Они даже в хоре никогда не пели. Просто в 2000 году дед решил попробовать обучить их кларнету, и дело пошло.

Из династии кларнетистов

До 1979 года семья Гурфинкелей жила в Днепропетровске, на улице Гоголя.

- Мой отец был кларнетистом, преподавателем и аранжировщиком, - рассказал Михаил Аркадьевич.- Я - кларнетистом в симфоническом оркестре, а жена Лилия 14 лет проработала скрипачом в оперном театре. А вот старшая дочь от музыкальной карьеры отказалась. Выучилась игре на кларнете, а потом стала… парикмахером.

От встречи после длительной разлуки с родным городом у Михаила Аркадьевича защемило сердце. И день пребывания в нем он посвятил друзьям. Их пришло столько, что негде было протиснуться. А вот сыновьям город жутко не понравился - тесный и пасмурный. Впечатлила лишь Набережная и парк Глобы.

- Наш Ашод намного лучше, - в один голос констатировали они. - Чистый и широкий. Там много молодежи, солнца и моря.

Музыку для братьев пишут на заказ

Несмотря на успех, который пришел в столь раннем возрасте, будущее Даниэля и Алекса пока туманно.

- Вначале им придется отслужить в армии, в Израиле это обязательно, - без всякой доли сожаления констатирует Михаил Аркадьевич. - Исключение могут сделать лишь для музыканта-профессионала. Если это удастся - они получат право одновременно служить и учиться.

Семейного инструмента у Гурфинкель, как можно было бы ожидать, нет.

- Мы все играем на разных системах, - поясняет Михаил. - Дедушка - на немецкой, а мы - на французской. Да и смысла нет передавать старые инструменты: все движется, совершенствуется.

Есть еще одна сложность - отсутствие музыкальных произведений.

- Наш кларнетный дуэт первый в мире, - качает головой Михаил. - Поэтому писать музыку приходится заказывать за деньги, у разных авторов.

Фото автора.

СПРАВКА «КП»

Александр и Даниэль Гурфинкели

родились в Израиле в 1992 году. Обладатели главной премии камерной музыки на фестивале Duxbury (США). Им доверено играть ежегодный концерт с Национальным симфоническим оркестром Израиля. На протяжении последних лет они были участниками многих международных концертов и фестивалей, выступая совместно с оркестрами под руководством Зубина Мета, Юрия Башмета, Владимира Спивакова. Их отец Михаил Гурфинкель - первый кларнет Национального симфонического оркестра Израиля, солист оркестра Тель-Авивской оперы.

В ТЕМУ

На похоронах Гурфинкели никогда не играли

Как известно, кларнет считается одним из ведущих инструментов еврейского клезмерского оркестра, исполняющего фольклорную музыку на свадьбах, вечеринках, похоронах и прочих национальных празднествах.

- Клезмерами Гурфинкели никогда не были, - говорит глава семейства. - И кларнет вовсе необязателен для клезмерского оркестра. Он может присутствовать, но хоронить можно и с одним барабаном (смеется. - Авт.). Кларнет - классический инструмент. Хотя иногда играем и джаз.