Три легенды о Софии Ротару: партийная "крыша", туберкулез и вражда с Пугачевой

Сегодня, 7 августа, замечательная певица и любимица народов отмечает круглую дату (70 лет).

София Ротару. Михаил БАКУЗОВ

Блестящая артистка, красавица, звезда, чья карьера длилась ни много ни мало - 55 лет, сегодня без любых нюансов именуется "легендой".  

Ее жизненный путь был по-настоящему фееричным. От простой сельской девчушки из малосостоятельной многодетной молдавской семьи до поп-дивы, богини, к ногам которой сильные мира сего швыряют бриллианты, а миллионы поклонников несут цветы и взрываются овациями уже при ее появлении.  

"КП" в Украине" решила вспомнить основные этапы в жизни Софии Михайловны Ротару, попытавшись ответить на вопрос, в чем же все-таки ее секрет успеха.

Из грязи в князи

Как ни крути, но все начиналось с природной одаренности и любви к музыке. Сначала была сцена сельского клуба в селе Маршинцы, где юная певица  начинала петь. Первый успех пришел к Софии Ротару в 15 лет, тогда еще школьницей она победила в районном конкурсе художественной самодеятельности, а затем одержала победу на областном конкурсе в Киеве. Портрет юной Сони опубликовали на обложке журнала "Украина", который попался на глаза ее земляку Анатолию Евдокименко. Портрет висел над его армейской койкой, а когда Толя вернулся из армии домой, то отыскал свою зазнобу и женился. 

В этой романтической истории есть один удобный нюанс - Анатолий Евдокименко был младшим братом влиятельного в регионе человека. Валерий Евдокименко на момент женитьбы брата был секретарем обкома комсомола, а позже стал секретарем горкома партии. Понятное дело, что для карьеры юной красавицы Сони это очень и очень сыграло на руку. 

И дело не в том, что она была малоодаренной, нет. А в том, что на ее родной Буковине красивых, поющих соловьем молодых артисток тогда было пруд пруди. Вспомнить ту же Лилию Сандулесу, которая поднималась в то же время - благодаря роскошному голосу она сделала карьеру, но гораздо позже Ротару и не того масштаба. Поэтому преференций добивался каждый как мог. 

За Ротару стоял партийные босс, поэтому неудивительно, что когда в 1971 году в Черновцах начали снимать первый украинский черно-белый мюзикл "Червона Рута", главную роль буковинской красавицы Оксаны получила Ротару.  После выхода мюзикла на экраны София Ротару, Василь Зинкевич и Назарий Яремчук стали звездами всесоюзного масштаба. Тут же в черновицкой филармонии под Ротару был создан ансамбль "Червона Рута", худруком которого стал ее супруг Анатолий Евдокименко. Все это было для простой молдавской девушки стартом большой карьеры.  

Хотя до славы мега­звезды масштаба СССР Ротару пришлось работать еще много и долго. В 1976 году в возрасте 29 лет Ротару получила звание народной артистки Украины, что в системе тех советских координат было делом практически небывалым, и говорили по этому поводу всякое. Никто и помыслить не мог, что спустя 12 лет благодаря буквально нечеловеческим усилиям как артистки: успешному подбору репертуара и работе с "правильными" авторами, в том числе и с Владимиром Матецким, создавшим для нее суперхиты "Лаванда" и "Луна, луна", Ротару получит звание народной артистки СССР, первой из современных поп-певиц (Алла Пугачева получила его лишь в 1991-м).  И что бы там ни говорили, это было настоящее всенародное признание огромной советской страны.

В свадьбе с Анатолием Евдокименко для будущей поп-дивы были и любовь, и расчет. 22 сентября 1968 года. Фото: Личный архив певицы

Туберкулез и потеря голоса - миф или реальность 

В 1975 году София Ротару переехала жить в Ялту, туда же перевезла из Черновцов свой ансамбль. И тут же по стране поползли слухи, что у артистки туберкулез. В целом логично - в Ялту, как в здравницу для легочных больных, переезжали из-за хорошего климата. Ротару к тому же, приближаясь к тридцати годам, была неимоверно худощава. Вот и пошла молва про туберкулез, хотя медицинских свидетельств этого факта не существует. Говорят, в деле переезда Ротару из Буковины в Крым помог очередной почитатель ее таланта - первый секретарь Крымского обкома партии Николай Кириченко, который предоставил любимой артистке 2-комнатную квартиру в Ялте вне очереди.

Если с туберкулезом все ясно, то возможность потери голоса артисткой, о которой тоже много говорили, действительно была. Дело в том, что Ротару выбрала для себя бешеный темп гастролей, умудряясь давать по 2-3 концерта в день. Естественно, что организм не выдержал. Певица обратилась к московским фониатрам, которые сделали ей операцию, но перестарались, из-за чего на "звездных" связках образовался рубец. Это не означало потерю голоса, но здорово мешало артистке.

Но именно на проблемы с голосом Ротару сделал ставку московский режиссер Александр Стефанович, когда в 1981 году позвал ее на главную роль в свой музыкальный фильм "Душа" об известной советской певице, которая теряет голос. В фильме снялись музыканты "Машины времени" - Андрей Макаревич и Александр Кутиков, а также Михаил Боярский.

Стефанович утверждал, что написал сценарий специально "под Ротару", которая по сути должна была сыграть на экране саму себя. В то же время Макаревич в одном из интервью рассказывал, что изначально главную роль в фильме должна была исполнять Алла Пугачева. И это, скорее всего, правда, но на тот момент Стефанович и Пугачева, которые были супругами, разводились, так что приглашение Софии Ротару на эту роль вполне могло быть маленькой местью режиссера своей бывшей.

В фильме "Душа" (1981 год) режиссер Александр Стефанович снял Ротару в отместку своей экс-супруге Пугачевой. Фото: Стоп-кадр 

Ротару и Пугачева - подруги или враги?

О том, что две примы советской эстрады терпеть не могут друг друга, в 80-х говорила вся страна. Мол, такая нелюбовь, что принципиально в одном концерте не выступают.

Еще шушукались, что Ротару в 80-х благоволил первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий, причем так сильно, что негласно наложил вето на концерты Пугачевой в Украине.

Коллега двух артисток - Лев Лещенко в одном из интервью тоже подтверждал, что у Пугачевой и Ротару был внутренний конфликт на почве того, что и одна и другая были звездами.

Определенное соперничество несомненно было, причем Ротару в развитии карьеры все время шла впереди Пугачевой на полкорпуса.

Ротару на международном конкурсе "Золотой Орфей" получила первое место в 1973-м, Пугачева взяла Гран-при с "Арлекино" в 1975-м. Ротару получила "Золотой диск" за самое большое количество проданных пластинок. У Пугачевой оказалось меньше. В конце концов народной София Михайловна стала в 1988-м, а Алла Борисовна лишь три года спустя. 

При этом они были такими разными, что речь о конкуренции в рамках жанра вообще не могла идти. Горожанка и селянка, поющая актриса и "буковинский соловей". По этому поводу продюсер Олег Непомнящий, который был директором ансамбля "Червона Рута" в 70-х, утверждает, что миф о противостоянии двух мегазвезд - его выдумка. Конец слухам положила сама Пугачева, которая на 60-летии своей "соперницы" призналась всему честному народу, что всегда восхищалась Ротару.

Настоящей правды мы никогда не узнаем. С уровня толпы оценить силу ветра на Олимпе вряд ли возможно, да и зачем. Пугачева и Ротару навсегда останутся в сердцах поклонников звездами первой величины.

Две примы советской и постсоветской эстрады всю жизнь доказывают, что между ними нет вражды. В 2012 году в Ялте на фестивале Крым Мьюзик Фест они выглядели, как старые подруги.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

Кстати

День рождения - на Сардинии

"Летим отдыхать!" - написала певица под своим фото в Инстаграме, где она позирует в салоне небольшого частного самолета со всей семьей: сыном, невесткой и двумя внуками. Праздновать София Михайловна улетела на Сардинию.

Причем это уже не первый раз, когда Ротару сбегает от всех на свой день рождения в Италию. Например, 65-летие она отмечала в итальянском регионе Тоскана. 

Фото: instagram.com