Киев ждет арбузный рай! Эта новость с подачи украинского премьера заполнила информпространство и тут же обросла многочисленными шутками. От "арбузы в Киев придут уже надкусанными", до "арбузы киевлянам продадут по цене Херсон+".
Сам Гройсман назвал эпохальное событие с плывущими арбузами "возрождением речного транспорта" - не больше и не меньше. А "КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, действительно ли арбузы по реке настолько "дешевы и сердиты".
Новость недели
Итак, новость недели: 30 июля от причала в Голой Пристани отчалило судно, загруженное первой партией арбузов, собранных херсонскими фермерскими хозяйствами. По прибытию на место арбузы выгрузят, а судно загрузят зерном.
Председатель Херсонской ОГА Андрей Гордеев не скрывает восторга: мол, созданная компанией "Нибулон" логистическая инфраструктура и возможность благодаря ей транспортировать херсонские бахчевые, фрукты, овощи не только на север страны, но даже в Беларусь, станет "новым дыханием" для левобережной Украины. Что же такого произошло, что даже премьер почтил своим вниманием это событие?
Запутались в цифрах
О том, что водный транспорт гораздо дешевле железнодорожного и, тем более, автомобильного, знают, наверное, все. А насколько дешевле?
В ответе на самый главный вопрос - насколько же именно дешевле доставка речным транспортом - запутались и в самой компании "Нибулон". На официальном сайте компании на этот счет размещена крайне противоречивая информация.
В частности, здесь говорится о том, что транспортировка бахчевых культур по воде "на 40% удешевляет доставку".
Но уже в следующем абзаце приводится цитата гендиректора компании Алексея Вадатурского, который предлагает посчитать экономическую выгоду каждому самостоятельно:
"Что касается экономической выгоды, то посчитайте сами: если перевозить арбузы автотранспортом, то стоимость такой перевозки – 1000 грн. за каждую тонну доставки, а мы это делаем в 4-5 раз дешевле".
Мы бы и посчитали выгоду, да только исходные данные неясны. Так все же – на 40% или в 4-5 раз (то есть на 75-80%)? В пресс-службе компании оказались к ответу не готовы, и предложили написать письменный запрос.
|
По реке дешевле, но…
- Если говорить исключительно о затратах топлива, то железнодорожный транспорт дешевле автомобильного в 5-6 раз, а речной – в 10-12 раз, - рассказал "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. – Подчеркиваю: речь идет только о затратах топлива. Но есть масса нюансов, которые сокращают разницу между стоимостью речных и автомобильных перевозок.
Во-первых, говорит эксперт, это проходы шлюзов. Цена прохода может различаться в разы и зависит от количества судов, которые проходят шлюзование одновременно. Учитывая, что судоходство в Украине слабое и баржа вполне может проходить шлюз в одиночестве, стоимость будет максимальной и может даже аннулировать экономию на топливе.
Во-вторых, затраты на погрузку/разгрузку. В отличие от автомобильного транспорта, где доставка осуществляется "от двери до двери", на жд-транспорте она "от станции до станции", а на водном – "от порта до порта". Понятно, что арбузы в порту не растут – значит, их нужно прогрузить на автомобильный транспорт, довезти до порта, разгрузить, загрузить на баржу. Аналогичная процедура – в порту прибытия. Причем многое зависит от скорости разгрузки, поскольку простой возле причальной стенки – это немалые деньги (стоянка судна минимум в 100 раз дороже автомобильной), которые также войдут в стоимость.
В-третьих, расходы на лоцманские услуги. Хотя, возможно, в данном случае обошлись опытным капитаном, который знает все проходы на реке.
К плюсам речного транспорта, особенно в условиях нынешней жары, относится независимость от температуры, говорит Василий Шевченко. Как известно, некоторые города в жару вводят ограничения на въезд для тяжеловесных транспортных средств.
А почему не до Киева?
Как стало известно "КП" в Украине", разгружать арбузы будут не в Киеве, а в Переяславе-Хмельницком. Почему? Ведь это тоже скажется на общей стоимости транспортировки!
Эксперты говорят, что это вполне объяснимо, учитывая, что арбузы везут нибулоновские баржи. Дело в том, что, во-первых, они имеют более глубокую осадку, и до Киева не дойдут – для этого нужны работы по углублению речного дна. Во-вторых, в Переяславе-Хмельницком есть терминал "Нибулона".
Кстати, эксперты не исключают, что такой "арбузный шум" и привлечение премьерского внимания неспроста – в компании рассчитывают, что наконец-то привлекут внимание к проблеме и речное дно будет углублено за госсчет. Что, кстати говоря, совсем и неплохо.
Что касается цены на "речные" арбузы, то, говорят экономисты, обвала цен в разы ждать не стоит. В конечном итоге речь будет идти в среднем о 40-50 коп. на килограмме.
Компетентно
"Для возрождения маловато"
|
О том, достаточно ли запланированных полсотни ходок с арбузами для "возрождения речного транспорта", которое объявил Владимир Гройсман, "КП" в Украине" спросила эксперта в сфере транспорта, экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Каву.
- Честно говоря, для возрождения все же маловато, - считает эксперт. – Отправление баржи - это обычное рутинное дело, и отмечать это событие с таким размахом, по меньше мере, несерьезно. Так мы дойдем до того, что правительство начнет отмечать подачу горячей воды в каждый дом или вывоз мусора.
- Но ведь говорят, что это случилось впервые за 14 лет…
- Речь идет именно об арбузах – да, их последний раз отправляли баржей 14 лет назад. Но все это время баржи возили другие грузы, и почему-то эти события не отмечали.
- А что нужно для реального возрождения украинского речного судоходства? И как мы узнаем, что оно таки возродилось?
- Нужно вкладывать деньги – в углубление дна, в ремонт шлюзов, в возобновление портовых мощностей. Речь идет минимум о сотнях миллионов гривен на протяжении нескольких лет. Но поскольку денег в стране нет и вкладывать нечего, взамен нам показывают вот такие пиар-акции.
А показателем возрождения станет объем годовых перевозок на уровне 25-30 млн. тонн в год. Для сравнения: в прошлом году речным транспортом было перевезено 3,6 млн. тонн грузов.
Читайте также
7 советов, как выбрать арбуз