Автомобиль первого лица государства - практически его визитная карточка: машины для президентов, королей и премьер-министров должны быть не просто представительными и удобными, но еще и надежно защищенными. Мы выяснили, какие средства передвижения используют главы разных стран и какими принципами руководствуются при их выборе.
Броня крепка, и "мерсы" наши быстры
Президент Украины Петр Порошенко передвигается по служебным надобностям на уже ставших классическими черных Mercedes-Benz представительского S-класса.
В пользовании гаранта парочка бронированных Mercedes-Benz S-Class W222, стоимость каждого из которых превышает 450 тысяч долларов (по курсу почти 12 миллионов гривен). Машины напичканы высокотехнологичным оборудованием: например, благодаря подвеске Airmatic и стереокамере могут самостоятельно передвигаться в пробках, автоматически подстраиваться под дорожную ситуацию. А еще они пуле- и взрывонепробиваемы.
Кроме того, Mercedes-Benz S-Class W222 стал первым автомобилем в мире, в котором не использовано ни одной лампы накаливания. Все осветительное оборудование - светодиодное.
На украинских дорогах гаранта сопровождают семь-десять автомобилей: пара "мэрсов" с одинаковыми номерами госрегистрации - чтобы не было понятно, в какой именно машине сидит президент, микроавтобус, два джипа Toyota Land Cruiser, два легковых автомобиля Volkswagen c проблесковыми маячками и еще один Mercedes с флагом Украины под лобовым стеклом.
Интересно, что, согласно декларации о доходах, президент не обновлял свой автопарк последние пять лет. Среди автомобилей главы государства числятся четыре одинаковых Mercedes-benz Vito 116 CDI 2010 года, BMW F02/750Li xDrive 2011 года, Range Rover SALLMAM 2011 года, Jaguar XF 4/2 Lv8 2008 года и катер Bayliner 185 BR 2005 года.
Предшественник Петра Порошенко, Виктор Янукович, в этом плане отличался любовью к накопительству. В гараже экс-президента стоял 31 автомобиль самых разнообразных марок: от "Чаек" до раритетных авто, таких как Horch 855, которых выпустили всего семь. Да и по стране Виктор Янукович передвигался в сопровождении пары-тройки десятков автомобилей, оборудованных и бронированных по последнему слову техники.
Поддержи отечественного производителя
Многие из глав государств поступают по этому принципу и ездят на лимузинах автозаводов своих стран. Канцлер Германии Ангела Меркель предпочитает Audi A8 L. "А-восемь" у фрау Меркель не простая, а длинная (5,2 м) и бронированная - в версии Security.
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер тоже выбирает эту же модель. Без брони такая новая машина в Украине стоит от 3,5 миллиона гривен.
Японский премьер Синдзо Абэ ездит на Lexus LS 600hL - это самый длинный из седанов "Лексус". Примерная стоимость - около 4,5 миллиона гривен.
Президент Чехии Милош Земан ездит на серийной Skoda Superb, в Украине такие стоят от 800 тысяч гривен. Правда, в люксовой комплектации Laurin&Klement с мотором объемом 3,6 литра к нам их не поставляют, но разница в цене с обычными будет все равно не космически велика.
|
Скромность украшает
Французские президенты тоже патриотичны, но они просто сама скромность. Эммануэль Макрон минувшей весной приветствовал французский народ, встав в полный рост в не самом дорогом кроссовере Citroen DS7 Crossback.
Спецверсия так и называется - Presidentiel, у нее есть эмблемы в виде французского флага. Но никакой брони на машине нет. Более того, в крыше сделан большой люк, чтобы можно было оттуда показать себя. Из прочих доработок машины - темно-синий цвет и крепление для флага. Аналогичный автомобиль может заказать любой желающий, в январе будущего года они появятся в продаже. А вообще модель DS7 Crossback только готовится к выходу, старт продаж объявят в октябре. То есть это была неплохая реклама автомобилю. Стоить он будет примерно от 35 тысяч евро - около 900 тысяч гривен.
Во Франции президентский "Ситроен" - это часть традиции. Экс-президент Франсуа Олланд во время инаугурации ехал на Citroen DS5. Тоже обычная машина, в ней сделали только специальный поручень, чтобы можно было держаться, когда стоишь. Машину после завершения президентского срока Олланд оставил в своем распоряжении. Цена ее - около 700 тысяч гривен.
Королева Елизавета II любит "британцев"
У британцев из автопрома почти ничего своего не осталось, все роскошные марки старой Англии проданы в чужие руки.
Rolls-Royce принадлежит немецкой BMW, Bentley - немецкому же Volkswagen, LandRover и Jaguar - индийской Tata, MG - китайцам. И все же в гараже ее величества - набор из люксовых авто вышеперечисленных марок. Королева Елизавета даже ездила за рулем одной из этих машин по внутреннему двору, хотя водительского удостоверения не имеет.
|
Папа без пафоса
Нынешний Папа Римский Франциск - иезуит из монашеского ордена, который отрицает роскошь. Свое негативное отношение к поездкам священников на дорогих авто нынешний глава Римско-католической церкви высказал еще несколько лет назад, а сам появлялся на людях обычно на простых машинах - Ford Focus, Fiat 500L, Hyundai Santa Fe. И никакой брони.
В личном пользовании у него старенький Renault 4L 1984 года выпуска с пробегом в 305 тысяч км, это подарок итальянского священника.
Зато предшественники нынешнего Папы - Иоанн Павел II и Бенедикт XVI - ездили на серьезных машинах, которые так и принято называть - папамобили. После покушения (см. "Нашу справку") Иоанн Павел II передвигался на машинах с пуленепробиваемой стеклянной "витриной".
|
По прозвищу "Зверь"
Президентам США делают эксклюзивные машины на заказ. Формально нынешний лимузин Дональда Трампа "Зверь-2" носит эмблему Cadillac и внешне оформлен в духе машин этой марки, но на деле его основа - от грузовика.
Кузов абсолютно герметичен, пуленепробиваемые 13-сантиметровые стекла не опускаются, механизм открывания дверей засекречен. Весит авто около 9 тонн и настолько неповоротливо, что не может разогнаться быстрее 100 км/час.
"Зверь-2" имеет баллоны с кислородом на случай химической атаки, собственный арсенал стрелкового оружия, емкости для переливания крови и устройство для дымовой завесы. Стоят такие машины дороже 1,5 миллиона долларов (в гривнах -
39 миллионов), и их всего несколько штук. Сколько точно - тайна спецслужб.
|
"Красный флаг" им в руки
Лимузин для первого лица Поднебесной делает их первая автомобильная госкомпания FAW, ее люксовое подразделение называется "Красный флаг" - по-китайски Hong Qi и по-английски Red Flag.
Пулеметов и ракетных установок в этой машине нет, но вместо заднего ряда кресел - одноместный трон. Эти машины делают в Китае с 1958 года, первоначально за основу взяли французский седан Simca, приделав к нему мотор от Mercedes-Benz 190. Потом в разные годы в качестве "доноров" использовали немецкую Audi 100, японскую Toyota Crown Majesta и американский Lincoln Town Car.
Свой большой чиновничий автомобиль китайцы выпускают в виде нескольких моделей и тиражируют большими сериями. Только в китайскую армию они поставляются тысячами. Но военным достаются машины попроще, самые же дорогие экземпляры стоят до 800 тысяч долларов, то есть около 21 миллиона гривен.
|
Наша справка
Зачем президентам броневики
На первых лиц государств нередко покушаются. И стреляют как раз во время поездок VIP-персон в машинах, потому что штурмовать президентские дворцы куда сложнее. На Брежнева, например, в январе 1969 года покушался младший лейтенант Виктор Ильин. Перед въездом в Боровицкие ворота Кремля он в одиночку напал на кортеж. Сделал 16 выстрелов, 14 пуль попали в представительский "ЗиЛ". Правда, перепутав машину, террорист не навредил Леониду Ильичу, но убил водителя, ранил несколько человек и чуть не попал в космонавта Алексея Леонова.
Папа Римский Иоанн Павел II в мае 1981 года получил пулевое ранение в живот, когда его машина двигалась по площади Святого Петра в Риме. В Папу выстрелил турок Мехмет Али Агджа. Иоанн Павел II тогда выздоровел и дожил до 84 лет. Своего несостоявшегося убийцу он после разговора по душам простил, и власти его помиловали.
В автомобиле от выстрела бывшего морпеха Ли Харви Освальда в ноябре 1963 года погиб президент США Джон Кеннеди. Неудивительно, что американцы после этого превращают президентские лимузины в цитадели на колесах.