Книжная полка

Книжные новинки 2015, на которые стоит обратить внимание.

БЕСТСЕЛЛЕР

Ник Хорнби "Смешная девчонка"

"Азбука-Аттикус", 2015 

Впервые на русском вышел новейший, шестой, роман британца Хорнби, автора бестселлеров "Футбольная лихорадка", "Hi-Fi", "Мой мальчик" и "Долгое падение". Героиню книжки зовут Барбара Паркер. Она побеждает в конкурсе красоты "Мисс Блэкпул", но этого девушке мало, она хочет быть такой, как ее кумир Люсиль Бойл, звезда телевизионной комедии "Я люблю Люси". Поэтому Барбара отправляется из Блэкпула в Лондон и устраивается работать в магазине косметики и караулит шанс на удачу, чтобы пробиться на телевидение. И вот благодаря случайной встрече с актерским агентом у нее появляется сперва новое имя, а затем шанс исполнить главную женскую роль в новом комедийном сериале, запускающемся на ВВС. Действие этой истории происходит в благословенных 60-х, и атмосфера, и люди того времени показаны с теплотой и юмором, что придает особую прелесть книжке, выступающей этаким эмоциональным противовесом настроениям сегодняшней литературе о шоу-бизнесе, которая либо слащава и фальшива, либо умная, но злая и зубастая. 

ЖИЗНЬ КЛАССИКОВ

Эллендея Проффер Тисли "Бродский среди нас"

Corpus, 2015

Одна из самых долгожданных книг этого года - мемуары американской издательницы, которая не просто была знакома с Иосифом Бродским - она и ее муж Карл Проффер (он умер в 84-м) в своем издательстве "Ардис" печатали стихи Бродского среди прочих книг, изгнанных советской цензурой. До этого, еще в 1969 году, они познакомились в Ленинграде с опальным поэтом по рекомендации Надежды Мандельштам, а когда Бродского выгоняли из СССР, именно Карл Проффер добился для Бродского въездной визы в США и поддерживал в дальнейшем. Профферы вообще много лет были близки с Бродским, а это мало кому удавалось. И вот тут и зарыт гвоздь программы - как рассказать о человеке масштабном, прославленном, сложном, носящем в глазах большинства почти что нимб, если ты его знаешь хорошо, близко и без прикрас - буквально все его "трещинки"? А уж чего-чего, а этих самых "трещинок" - высокомерия, нетерпимости, жестокого отношения к женщинам и прочих особенностей характера гения - у Бродского хватало. Пройдя все этапы долгой дружбы, от теплой близости до резкого холода, Эллендея Проффер могла бы и не церемониться с объектом описания. Но надо отдать автору должное - в мемуарах она выдерживает идеальный баланс личного знания, трезвости уважения и удовлетворения здорового житейского любопытства. Одни только многочисленные фотографии Бродского и его знакомых чего стоят! Взгляды, улыбки, позы, говорят читателю не меньше, чем написанное, и это, поверьте, еще одна отдельная история.

ЮБИЛЕЙ

Тонино Гуэрра "Уйти как прийти"

"Бослен", 2015

Прекрасная книга-альбом, подготовленная и опубликованная к 95-летию великого итальянского сценариста, поэта и художника Тонино Гуэрры, представляет все грани таланта Мастера масштабов Возрождения. Она вышла у нас благодаря Лоре Гуэрра, русской жене Тонино. В этой книге сценарии, рассказы, стихи, картины, интервью, фотографии Гуэрры, его друзей, мозаик и фонтанов, дома в Пеннабилли ("Он так высоко, что я слышу кашель бога", - говорил Гуэрра). Какая-то часть этих сокровищ опубликована впервые. Вряд ли нашему читателю хорошо знакома, например, Камасутра из Пеннабилли - это рисунки и стихотворные подписи Тонино Гуэрры, хулиганские, смешные и мягкие одновременно. Он рисовал это в 83 года, "для освежения памяти", когда ему с 90-летним Антониони предстояло снимать фильм "Эрос". Но не воображайте буйных картин - все это изящно и целомудренно. Тонино Гуэрра никогда не изменял вкус.

Впервые на русском языке публикуются записи из дневника Тонино и письма друзей: Андрея Тарковского (сценарий к его "Ностальгии" - это тоже Тонино Гуэрра) и Федерико Феллини, дружба с которым началась задолго до создания их общего "Армаркорда". 

ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Владимир Алеников "Петров и Васечкин в стране Эргония. Новые приключения"

"Рипол-классик", 2015 

Тут непонятно, кто больше впечатляет - чудные хулиганчики Петров и Васечкин со своей подружкой Машей Старцевой или их автор Владимир Алеников, который вообще-то и писатель, и драматург, и поэт, и переводчик, и сценарист, и режиссер (если вы видели его фильм "Биндюжник и Король" по мотивам Бабеля, вы его не забудете). Грех не вспомнить два его кинохита про Петрова и Васечкина ("Приключения" и "Каникулы", обретшие и книжную форму) и роман 2005 года "Ублюдки", крепко сбитый из очень-очень взрослых и довольно мрачных новелл, все персонажи которых не совсем "правильные" люди. Так вот, в новой книжке Аленикова взрослой мрачности нет и в помине - это снова веселые приключения любимых взрослыми и детьми пацанов Петрова и Васечкина. В "Эргонии" - они вместе с красавицей, спортсменкой и отличницей Машей Старцевой оказываются во время летних каникул в Антарктиде. Там они, разумеется, сталкиваются с разными опасностями, устрашающими явлениями, с новой неизвестной цивилизацией гигантских муравьев и похищением Маши. Мы же понимаем, что герои выберутся из передряг, но тут главное - сам процесс! Поскольку картинки в такой книжке  тоже крайне важны, то мы не можем обойти стороной их автора - художницу Елену Володькину. 

ПРО ЭТО

Чак Паланик "До самых кончиков"

"АСТ", 2015 

Новейшая и свежайшая книжка от автора незабвенного "Бойцовского клуба" (20 лет прошло!) начинается так: "Когда с Пенни полетела одежда, судья лишь вытаращился. Присяжные покачнулись и заерзали. Журналисты остолбенели..." После этих слов вы, как порядочный читатель, обязаны жениться, то есть дочитать. Тем более что получите массу раскрепощенного удовольствия. Именно такое удовольствие получают тут героини круглые сутки. Нет, это не порнография, так же как и Паланик не Эрика Леонард. Это издевательская, адреналиновая история про общественную мораль и современную психику. Пенни Хариган, маленькую одинокую секретаршу крупной юридической фирмы на Манхэттене, приглашает на обед миллиардер Линус Максвелл по прозвищу "Паренек для климакса". После ужина Максвелл начинает вытворять с Пенни такое... чего она не испытывала никогда и от чего теперь никогда по доброй воле не откажется. Проходит несколько дней, и Пенни понимает, что она тут всего лишь лабораторная обезьянка для разработки массовой серии секс-игрушек, которые вот-вот должны поступить в продажу. С этими адски изощренными приборчиками не сможет конкурировать ни один человеческий мужчина. А Максвелл таким образом станет эротическим повелителем мира.