Напомним, что в прошлом году Насиров принял решение о создании Межрегиональной таможни ГФС ― некоего квазисилового органа (вроде очередной "таможенной сотни") с очень размытой ответственностью. Под общим лозунгом борьбы с товарной контрабандой на Межрегиональную таможню ГФС возложили контролирующие функции без каких-либо ограничений. А главное ― без каких-либо конкретных обязанностей, целей или показателей.
Появление новой организации было встречено в штыки парламентом. Так, в конце июня этого года депутаты налогового комитета Верховной Рады обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой провести встречу с министром финансов Александром Данилюком, одним из поводов которой является именно создание Межрегиональной таможни. Депутаты считают, что Минфин выходит за рамки своих полномочий, меняя системные правила в обход Верховной Рады.
Однако в создании Межрегиональной таможни присутствует определенная внутренняя логика. Которая имеет мало общего с задекларированными целями.
Как сообщил источник внутри ГФС, изначально команда нового органа комплектовалась сотрудниками, особо приближенными к Насирову.
"Команда значительная и большая ее часть ― это сотрудники службы внутренней безопасности ГФС, которую возглавлял близкий к Насирову Юрий Шеремет (подал в отставку в марте этого года после коррупционного скандала – Ред.) Поскольку всех людей нужно было сохранить в "системе", этот состав планомерно перевели во вновь созданную таможню.
Дальше шло распределение должностей: первое лицо за собой оставляет Насиров и назначает исполнять обязанности начальника таможни одиозного Александра Моргуна. Место его зама контролирует Шеремет и назначает малоизвестного Николая Вергуна", ― рассказал источник.
Напомним, что в апреле прошлого года уроженец Макеевки Моргун был назначен заместителем начальника Одесской таможни. Его назначение в Одессе встретили протестами: активисты установили под офисом таможни мусорный бак и приклеили на него фотографию назначенца, который, по их мнению, "должен быть люстрирован в соответствии с Законом "Об очищении власти". К митингующим вышла тогдашняя руководительница Одесской таможни Юлия Марушевская, которая поддержала их требования и заявила, что не считает возможным работать в одной команде с человеком "старой системы".
По словам источника, истинные цели новой организации довольно быстро стали очевидны ― речь шла об установлении контроля над грузовыми потоками через границы с целью личного обогащения.
"Новоиспеченные руководители приняли стратегическое решение установить контроль над границами, чтобы было легче вести бухгалтерский учет по поступлениям в личный бюджет. Так как борьба с контрабандой их не интересует в принципе.
Например, руководить работой в Одессу направили Владимира Алексеева, который во времена Януковича уже успел поработать там начальником региональной таможни и знает, с кем и как налаживать нужные контакты.
На Львов направили группу бывших опричников Дениса Пудрика (экс-глава Львовской таможни во времена президентства Януковича ― Ред.) под руководством Владимира Руденко и под чутким присмотром лично Вергуна. Тут граница сложная: идут и машины, и бусы, и контейнеры. Тут нужен глаз да глаз, чтобы все верно сосчитать и доложить. Здесь и произошла первая значительная осечка", ― рассказал источник.
Речь идет об июньском инциденте, когда военная прокуратура задержала Руденко с 60 тыс. долларов, который тот успел собрать то ли за месяц, то ли за неделю и вез в Киев.
"Военная прокуратура Львовского гарнизона совместно с оперативными сотрудниками Управления защиты экономики Нацполиции, в рамках контроля по ч. 3 ст. 368 УК, задержала начальника отдела Межрегиональной таможни ГФС во время получения очередного месячного "сбора" неправомерной выгоды от должностных лиц Львовской таможни в размере 60 520 долларов США и 10 тыс. гривен.
Примечательно, что эта должность была создана центральным офисом ГФС именно для борьбы с коррупцией местных таможенников", - писал тогда об этом инциденте генпрокурор Юрий Луценко на своей странице в "Фэйсбуке".
Следствие еще идет, проходят обыски, но значительной огласки у дела нет. Тем временем, со своей должности тихо уволился Александр Моргун. И Мирослав Продан, нынешний глава ГФС, назначил исполнять обязанности начальника Межрегиональной таможни Николая Вергуна.
"То есть, по-прежнему идет ротация кадров и их обновления за счет службы внутренней безопасности. Например, недавно объявился еще один близкий к Насирову сотрудник ― Евгений Лановой. Во времена Романа Михайловича Женя был "передатчиком" от своего шефа к простым смертным, которые приходили и просили (за любые средства!) хоть немного попустить прессинг и дать нормально работать. Евгений собирал информацию и "решал" вопрос в интересах руководства. Видимо, теперь он захотел вернуться к уже освоенному ремеслу", ― рассказал источник в ГФС.
Таким образом, работа Межрегиональной таможни пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Нынешнее руководство ГФС фактически продолжает лоббировать линию Насирова и Шеремета. На должности внутри этого органа назначаются одиозные персонажи. Ход расследования коррупции на Львовской таможне не предают огласке.
Еще один собеседник, близкий к расследованию инцидента с Руденко, говорит, что нынешняя ситуация банально устраивает все заинтересованные стороны:
"Если освещать взяточничество на межрегиональной таможне, то можно навредить Премьеру, Данилюку, в конце концов, руководству ГФС. Но зачем, если всех устраивает курочка, несущая золотые яйца?"