У китов мировой политики явное оживление. На этой неделе представители трех крупнейших стран - России, Германии и США - встретились, чтобы обсудить насущные вопросы. Сначала немецкий канцлер Ангела Меркель прилетала в Москву к президенту Владимиру Путину, а потом в России побывал вице-президент США Джон Керри. Какие последствия от этих переговоров ждать Украине, разбиралась "Комсомолка".
Европа: две стратегии
Если с американцами говорили об Украине и войне в Сирии, то основной темой встречи с Меркель были последствия войны в Донбассе. В Москве канцлер отметила, что в Европе очень обеспокоены тем, как развиваются события. И прежде всего собственной безопасностью: в Европе примеряют ситуацию на себя и опасаются последствий. Словами Меркель Европа говорит: если никто больше не будет стрелять, то мы сможем выкарабкаться. Поэтому они, по сути, готовы пойти на замораживание конфликта.
Между строк читается, что все затянется на годы и политики вырабатывают краткосрочную и долгосрочную стратегии – речь идет о переговорах и дальнейшем сотрудничестве.
Россия по-прежнему настаивает на прямых переговорах Киева с Донецком и Луганском. А Путин публично пообещал использовать "все рычаги давления" на представителей "ДНР" и "ЛНР", чтобы они не срывали переговоры. Того же ждет и от остальных партнеров. За переговорами он предлагает пойти и дальше и наладить торговлю, банковскую систему, включить требования восточных регионов в конституционную реформу. К слову, его слова подтверждает и реакция мониторинговой миссии ОБСЕ. Вчера члены миссии не исключили, что местные выборы в некоторых районах Луганской и Донецкой областей возможны. Но только в том случае, если продержится спокойная атмосфера перемирия.
США: наступил критический момент
В принципе о том же Владимир Путин говорил и с Джоном Керри во время встречи в Сочи. Вели они себя при этом довольно по-дружески и с удовольствием жали друг другу руки. В отличие, кстати, от рукопожатия Путина с Меркель, при котором она обошлась без улыбки и избегала смотреть ему в глаза.
Судя по словам Керри, США считают – сейчас наступил критический момент, чтобы действовать. Они выделили ключевые точки: выполнение пунктов Минского договора, доступ ОБСЕ во все зоны и прекращение огня у Широкино. Этот план говорит о том, что нас пытаются посадить за стол переговоров и надеются, что после первых шагов навстречу дальше шагать будет уже легче.
После визита в Сочи вице-президент США созванивался с Петром Порошенко. По сухому сообщению пресс-службы, они скоординировали действия для дальнейшей деэскалации военного конфликта в Донбассе. А кроме того, обсудили шаги, которые нужно предпринять для выполнения Минских договоренностей. С 6 мая соглашением занялись более предметно - и дали старт работе четырех профильных групп, которые прорабатывают отдельные направления.
СКАЗАНО
- Мы существенно расходимся в оценках событий. Вместе с тем никакой другой альтернативы, кроме мирной дипломатической, не существует.
Нужно полностью и неукоснительно выполнять все Минские договоренности, которые были достигнуты 12 февраля текущего года. Напомню, что комплекс мер по урегулированию имеет пакетный характер, в нем увязаны все ключевые аспекты урегулирования: политические, военные, социально-экономические, гуманитарные.
На мой взгляд, есть все основания полагать, что с трудностями, но минский процесс движется. После 12 февраля все‑таки стало спокойнее.
Президент России Владимир Путин.
- Примирение [после войны] стало возможным, немцы и русские смогли работать вместе. В последние годы мы были нацелены на широкое сотрудничество в Европе. Но это сотрудничество было скомпрометировано преступной и незаконной аннексией Крыма и военными действиями в Восточной Украине. Мы видим эти акты как нарушение основ, на которых строится наш общий европейский порядок и мир.
Однако мы должны сделать все возможное, чтобы решить конфликт. Не имеет значения, насколько трудно это может быть, но только мирным путем, через дискуссии, то есть через дипломатические каналы.
Канцлер Германии Ангела Меркель.
- Мы не ожидали, что обязательно будет прорыв, что мы после этого будем знать, как решить конкретную проблему. Но у нас был хороший обстоятельный диалог с российскими лидерами. И именно такой диалог чрезвычайно важен для того, чтобы добиться прогресса в сложных проблемах.
Вице-президент США Джон Керри.
МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА
Владимир Фесенко:
- Прорыва нет. Но обе стороны говорят о выполнении Минских договоренностей, и это необходимо. И со стороны Меркель, и со стороны Керри есть серьезные претензии к российской стороне относительно нарушения режима перемирия. Надо работать над этим, потому что никакого политического урегулирования не будет, если не будет прекращен огонь.
Вторая цель этих визитов – опасения новой эскалации конфликта. Ситуация накалена под Донецком, под Луганском, существует проблема Широкино. Под донецким аэропортом украинские позиции атакуют, напряженно на Бахмутской трассе, военная техника концентрируется. Поэтому и Меркель, и Керри поехали в Россию, чтобы предостеречь от нового витка конфликта.