Аэропорт. "Киборги". Что вы представляете, когда слышите эти слова? Постоянную канонаду, перестрелки, руины терминала, а в них суровых украинских парней, небритые лица которых покрыты пылью. В их глазах читается усталость, ненависть к врагу и невыносимое желание жить. Каждому из них есть что рассказать и о встречах с противником на этажах донецкого аэропорта, и о том, как гибли их товарищи, и о том, каково оно - спать в мороз на бетоне в худой форме и летних берцах.
Такой же экшн и правду-матку предполагали увидеть и в одноименном фильме, который по заказу Минобороны сделало военное телевидение. Нечто художественное, приправленное соусом патриотизма и героизма, ждали и многие другие. В итоге 11 мая все ведущие украинские каналы показали документальный фильм, над которым больше месяца работали Украинский кризисный медиацентр, кинотелестудия Film.UA.Group.
Зрители увидели репортаж-хронику. Без ярких спецэффектов, замысловатых приемов и художественных изысков.
17 реальных героев-"киборгов" из ДАП, бойцов из соседних частей, медиков, волонтеров, журналистов. В центре действия полковник Александр Трепак с позывным Редут. Под его командованием за несколько месяцев, с апреля по октябрь 2014 года, бойцы ВСУ и добровольческих батальонов превратились в "киборгов". Они 242 дня держали стратегический объект - донецкий аэропорт. Об этом первая часть "Аэропорта".
Какие впечатления от фильма у тех, кто видел его с другой стороны экрана? С этим вопросом "Комсомолка" обратилась к военным и волонтерам.
"В аэропорту были не только герои... Этот момент замяли"
|
"Жора", 95-я отдельная аэромобильная бригада:
- Мне не хватило художественной мысли. Обычный репортаж, который может сделать любой телеканал.
Мы ожидали увидеть полноценный фильм о всех 242 днях, а нам показали хронику событий с апреля по октябрь. Причем в ней многое упущено. Например, как боец "Спартак" сдался в плен врагу ради освобождения наших ребят или зачистка в подвале - очень важная операция. А сколько всего рассказал бы "Рахман"! Конечно, в аэропорту были не только герои, но и люди, которые просто досиживали свои ротации. Этот момент просто замяли. А так все крутится вокруг третьего отдельного полка спецназначения и его командира "Редута". Он отличный мужик, грамотный стратег, но нужно было делать фильм не про одного человека.
Надеюсь, что вторая часть будет не сухим документальным фильмом, а еще и с художественным элементом. Хотелось бы, чтобы в нем рассказали про все другие батальоны, бригады, которые тоже воевали в ДАП.
"Не сказали ни слова о потерях"
|
Ирина Турчак, жена "киборга", волонтер:
- Мы получили фильм одного героя. В нем не показали 95-ю, 79-ю бригады, 74-й разведбатальон, "Правый сектор". Не сказали ни слова о потерях, а их было очень много. И не упомянуть о погибших - кощунство. И еще было бы не лишним отметить, что в 95-й бригаде в аэропорту ни одного двухсотого. Это показатель. А пленные - без них тоже нельзя.
Так что мы получили просто красивые нарезки, где военные прекрасно экипированы. Но какими они были до волонтеров? В летних берцах, худой форме и без важных приборов. А об этом - ни слова.
"Все стали заложниками мифа о "киборгах"
|
Виталий Дейнега, лидер волонтерского объединения "Вернись живым":
- Фильм оказался ни о чем. Да, это имиджевая пропаганда, но тот же "Редут" заслужил лучшего фильма о себе. Кроме того, мне непонятно, зачем скрыли его лицо. С 45-го года у нас не было героев, а тут вот он, живой. Вообще хочу сказать, что оборона аэропорта держалась на отдельных личностях, и о каждом надо было сказать. В 45 минут всех, конечно, не вместишь, но все же.
После аэропорта Украина получила своих героев, однако в целом все стали заложниками мифа о "киборгах", хотя были и Саур-могила, и Дебальцево, и Иловайск.
"Хочу увидеть ребят, с которыми там был"
|
"Бизон", ОДЧ "Карпатська Січ", стоял в ДАП вместе с 93-й бригадой с декабря 2014 года:
- Фильм мне понравился. В нем показали жизнь пацанов в аэропорту такой, какой она и была. Показали простых ребят, без всякой пропагандистской ерунды.
Сразу вспомнил свой родной пост, "Ромео" (наиболее обстреливаемый пост сил АТО. - Прим. авт.) и парней с нашей ротации - правда, в фильме их не было... Не понравилось выступление президента перед фильмом - он к событиям в аэропорту особого отношения не имеет.
Я считаю, что первая часть фильма в полной мере описала события в ДАП до октября. Во второй хотелось бы увидеть ребят, с которыми я там был.
КОМПЕТЕНТНО
"Не хватило эмоций"
Александр Загородний, военный корреспондент ТСН, неоднократно делавший репортажи из донецкого аэропорта:
- Безусловно, такое кино нужно украинцам. Это сейчас нам кажется, что мы все помним, а пройдет лет пять - и в памяти даже непосредственных участников событий детали потускнеют. Вместе с тем я не могу назвать "Аэропорт" полноценным фильмом. Это скорее развернутый сюжет - мы такие показываем на ТВ. Понимаю, фильм снимали в сжатые сроки и у режиссеров элементарно не хватило времени, чтобы сделать что-то более эпохальное.
Лично мне не хватило экспрессии. Ведь ситуация там менялась - без преувеличения - каждые две секунды! Однажды оказался в аэропорту во время большого сражения и пробыл там часа два-три. За это время произошло пять штурмов, пожар, мы задыхались в дыму, нас обстреливали из гранатометов, минометов, танков, был шквальный огонь, снайперские обстрелы… Не хватило воссоздания именно этой чудовищно зрелищной атмосферы.
С другой стороны, я понимаю, что это не игровое кино. И все же мне хотелось больше эмоций вместо пояснения, чем отличается Т-64 от Т-72! Я не почувствовал дух аэропорта. Что там произошло - историки с точностью до часа выпишут, а фильм - для того, чтобы почувствовать, КАКОВО оно там было.
Из плюсов: высокое качество съемки и графика.
"Фамилию режиссера скрывают не случайно"
Ахтем Сейтаблаев, режиссер, актер, сценарист и телеведущий:
- Спокойно, безэмоционально, с максимумом фактажа. Авторы фильма предложили именно такой жанр повествования не случайно - дабы не эмоции включались в первую очередь у зрителя, а "рацио". К тому же мало что может сравниться по эмоциональной составляющей того, что происходит на экране, с реальной репортажной съемкой с места события.
Даже то, что не успевает захватить камерой оператор (реальный бой идет!), дорисует воображение смотрящего. Для меня этот фильм ценен тем, что наполнен под завязку документальными фактами, отменной репортажной съемкой и титаническим трудом журналистов, запечатлевших все происходящее осенью 2014-го в донецком аэропорту. Многие упрекнут создателей этого кино в ура-патриотизме, но нам сейчас именно такие фильмы нужны - о стойкости духа.
А вот что немало удивило - отсутствие фамилии режиссера в титрах. Сделано это намеренно. Объяснений несколько: коллективный труд людей, где каждый заслуживает быть упомянутым как режиссер; природная скромность человека либо же вместо режиссера на площадке работал режиссер монтажа.