Большинство системных администраторов запомнят День Конституции Украины, не как праздник, а как несколько бессонных ночей, которые они провели на работе, борясь с последствиями заражения компьютеров вирусом Petya.A. Мы решили оценить ущерб от него для украинской экономики в целом.
Когда пригодилась наличка
Вторую половину дня вторника 27 июня в стране творился настоящий апокалипсис. Многие магазины и сет и АЗС были парализованы из-за того, что там не принимались банковские карты. В некоторых торговых сетях и вовсе отключилось программное обеспечение на кассах и покупатели не могли расплатиться даже наличными – не работали кассовые аппараты.
- Заехал на заправку во вторник после обеда, - говорит киевлянин Андрей. – Заправляли только за наличные, при этом не работали банковские и топливные карты, а так же не учитывались скидки по бонусным картам. Передо мной мужчина пытался купить бензин по карте, где уже есть оплаченные литры, но ему сказали, что только за наличные. В итоге бедняга наскреб мелочью около 100 гривен и заправил четыре литра бензина.
Ближе к вечеру POS-терминалы на АЗС уже начали работать, но работники заливали топливо только, убедившись, что у человека есть необходимая сумма наличными.
Еще более "веселая" ситуация была в магазинах, где отказало программное обеспечение на кассах. Кассиры вынуждены были выписывать все чеки вручную, занося данные в "амбарные книги", чтобы позже провести покупку через кассовый аппарат. Естественно, что в такой ситуации резко снизилась пропускная способность касс. В итоге, некоторые магазины просто закрылись раньше времени, сославшись на технические проблемы.
Были проблемы с оплатой банковскими картами и в столичной подземке. Привыкшие к тому, что пройти турникет можно при помощи бесконтактной системы оплаты, пассажиры были вынуждены искать наличные и отправляться в кассы за жетончиками. Как говорят эксперты, на карту надейся, но наличку при себе иметь нужно всегда.
- Сейчас работают практически все банкоматы и платежные терминалы, - говорит Директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Но подобные проблемы возможны и в будущем. Кибератаки будут продолжаться, потому неудобства будут возникать. Поэтому лучше иметь в кошельке сумму, которая позволяет в течение дня рассчитываться за покупки, наличными. Но это платой за прогресс. И мы должны к этому привыкать.
Такой же совет дает и заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Наталья Мильчакова. По ее словам, самим гражданам тоже можно принять меры для собственной информационной защиты, в случаях, когда они считают, что кибератаки могут нанести им прямой финансовый ущерб.
- Например, меньше пользоваться банковскими картами, каждый день, отправляясь на работу, за покупками или куда-то еще, брать с собой хотя бы небольшой запас наличных денег, исходя из своей средней "потребительской корзины" в день, - говорит эксперт.
Кто потерял больше всего
Наверное, самые большие репутационные потери от этого вируса будут у компании, которая специализируется на бухгалтерском программном обеспечении M.E.Doc. Дело в том, что компания Microsoft обвинила украинского производителя софта в том, что процесс заражения был запущен после легального обновления программного обеспечения M.E.Doc.
Остальные пострадавшие пока только подсчитывают убытки от этого вируса. А то, что они есть, ни у кого не вызывает сомнения.
- Многие пострадавшие компании будут скрывать размер ущербов, - считает экономист Даниил Монин. – Дело в том, что это может принести крайне негативный имиджевый эффект для таких компаний. Кроме того, я не уверен, что это ещё окончание истории с этим вирусом. Возможно, наши официальные ведомства спустя некоторое время смогут дать оценку ущерба, владея более полной информацией.
При этом эксперты говорят, что больше потерь было у тех компаний, деятельность которых связана с использованием компьютерных сетей. Чем выше уровень использования цифровых технологий, тем выше возможные потери. Ведь, без компьютерной сети уже зачастую нельзя отгрузить товар – выписывание накладных и счетов вручную занимает очень много времени.
- Убытки могут составлять до 0,5% ВВП, - делает негативный прогноз экономист Александр Охрименко. - Самый большой ущерб – от остановки работы предприятий и банков. Скорее всего, многие контракты были сорваны, а это действительно большие деньги. Речь может идти о непоставках продукции и штрафных санкциях контрагентов. Когда нельзя нормально отгрузить товары, и когда закрывается сеть магазинов – это приводит к огромным убыткам.
Похожую оценку убытков для экономики дал и аналитик Виталий Шапран. Однако большинство экспертов не разделяют такой мрачный прогноз.
Во-первых, пик заражения пришелся на вторую половину предпраздничного дня, когда уже многие предприятия заканчивали работать. Во-вторых, следующий день был выходным и системные администраторы смогли локализовать проблему. Да и многие сегодняшние работники самых передовых предприятий не забыли еще, как можно работать при помощи листа бумаги и ручки. Так, например, работники одного крупного телеканала выложили в Фейсбук программу передач, которую написали от руки, потому что не работала внутренняя сеть.
- Мне кажется, что украинская экономика, еще не на столько оцифрована, чтобы замечать эффект от подобных вирусов, говорит исполнительный директор Case-Украина Дмитрий Боярчук. – Да, были сбои в "Укрпочте" и "Облэнерго". Это важные объекты, но несколько дней сбоев в их базах данных вряд ли как-то повлияют на экспорт металлов, выращивание зерновых, то есть тех отраслей, которые формируют наш основной валовый продукт.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Интересно, что эксперты уверены – подобные компьютерные сбои могут дать дополнительный толчок экономике.
- Восстановление повреждённым систем конечно потребует ресурсов - но это и дополнительная работа для компаний, а также возможный старт проектов, связанных с безопасностью либо переводом систем на другой уровень, - уверен Даниил Монин. – А это инвестиции и дополнительный рост ВВП.
Согласен с коллегой и Алексей Дорошенко. По его информации, сейчас компании вкладывают деньги в сетевое оборудование. И эта отрасль как раз зарабатывает на вирусе Petya.A.
- Это уже не первая кибератака на украинские предприятия, - пояснила Наталья Мильчакова. - Так, в декабре 2016 года была атакована компания "Укрэнерго" и ряд ее дочерних предприятий, что привело к временному отключению электроэнергии в ряде городов. Безусловно, это поводзадуматься о защите от кибератак на государственном уровне.
По ее словам, во многих странах крупнейшие банки и госпредприятия инвестируют в информационную безопасность крупные суммы. Угроза для бизнеса серьезна: так, по оценкам компании Cisco, в США у 22% предприятий, подвергшихся кибератакам, сократилось количество клиентов, в том числе почти у 10% из них клиентская база уменьшилась после кибератак на 20% и более.
В развитых странах к предотвращению ли хотя бы к уменьшению потерь бизнеса, связанных с кибератаками, относятся куда более серьезно, чем в развивающихся странах, а в США бизнес даже склонен перестраховываться. Там крупнейшие банки тратят на защиту от киберугроз $500-700 млн в год.
В будущем и украинским предприятиям придется тратить существенные суммы на защиту от хакеров, а это в свою очередь будет развивать наш IT-сектор.