Главный редактор интернет-издания "Страна.ua" Игорь Гужва стал фигурантом четвертого уголовного дела. Сейчас с формальной точки зрения ему вменяют обычный криминал - вымогательство. Но в спорах, которые разворачиваются вокруг, звучит одна политика.
Патриотическая общественность взбодрилась и рукоплещет генпрокурору Юрию Луценко, который придавил "кремлевских пропагандистов". Оппозиционные силы кричат о жестком преследовании свободы слова. Радикалы, которых представляет якобы пострадавший депутат, тоже тянутся к пиар-пирогу, декларируя "смерть врагам" и преданность национальным ценностям.
На чьей стороне может оказаться выгода, "КП" в Украине" размышляла вместе с экспертами.
Хорошо бы отдельно – котлеты и мухи
Директор агентства моделирования ситуации Виталий Бала припоминает меткое высказывание Марка Твена:
- Любое упоминание в прессе, даже самое негативное, кроме некролога, это - реклама. Ситуация действительно получилась очень политизированная, и это неправильно. Когда речь идет об уголовном поступке, в деле нужно разобраться следствию и суду. Но если в нашем случае он не найдет достаточных доказательств вины главного редактора оппозиционного издания, это будет очень серьезный удар по имиджу Юрия Луценко, а Гужва и его защитники получат хорошую политическую капитализацию.
По мнению Виталия Балы, истерия не накручивалась бы, если бы в Украине был принят закон об антигосударственной деятельности.
- Оппозиционная пресса должна существовать, но не должно быть антигосударственной, тем более, когда в стране состояние войны. Закон должен прописать четкие правила для СМИ, для каждого гражданина. Это была бы хорошая предохранительная мера, этакая красная черта, за которую нельзя переступать, не понеся наказания, - считает политолог.
С другой стороны, при всей спорности такого закона никто бы не смог обвинить издание в измене Украине или подыгрывании врагу, если бы оно не нарушило конкретные требования.
Выбор не случаен
Фатальной личностью для Игоря Гужвы стал бывший комбат "Святой Марии", депутат от радикалов Дмитрий Линько. Якобы он согласился заплатить "Стране.ua" 20 тысяч долларов за непубликацию компромата, а на самом деле стал участником хитрой оперативной комбинации, которую разработали в МВД и Нацполиции.
Подобные штуки можно проделать с руководителями многих СМИ, но в прицеле оказалось издание, через которое беглый депутат Онищенко сливал свой компромат на президента, отмечает политолог Василий Мокан.
- Мы не знаем, есть правда в "пленках Онищенко" или нет, но с этой стороны в случившемся можно усмотреть политическую расправу. И речь не о свободе слова в целом, а в отношении к СМИ, которые придерживаются не той позиции, которая выгодна власти, а которая приближена к риторике Оппоблока, - говорит аналитик. – В то же время, по личностям, которые встали на защиту Игоря Гужвы, тоже видно, что в Украине есть пророссийское лобби. А Юрий Луценко в первую очередь политик, чем законник, он поддерживает свою силу и ее интересы.
По мнению политолога, данным случай, в частности, показал, что Генеральная прокуратура осталась таким же зависимым, заангажированным органом, как и раньше.
- Без реформы прокуратуры, которую требует от нас Европа, от этого наследия не избавиться. А следовательно, нельзя говорить и об объективности, - уверен наш собеседник.
Что касается Радикальной партии, то ей присутствие в этом скандале не принесет большой пользы.
- Команда Олега Ляшко не получит электоральных дивидендов, скорее, наоборот. Но могут быть скрытые – от президентской команды. Радикалы являются неформальными союзниками БПП. Это видно по тому, как резко они критикуют ее оппонентов, - отмечает Василий Мокан.
Будет ли реакция Запада
Что касается свободы, слова, то самую хорошую позицию Украина "держала" в 2008 году – 83-я строка в мировом рейтинге. За последние годы мы упали до 108-й позиции, но уже поднялись до 102-й. Так что с этой точки зрения дела наши выглядят не так уж плохо, и большинство экспертов считают, что скандал со "Страна. ua" не вызовет внимания за рубежом.
Иного мнения глава Института публичной политики и консалтинга ИНПОЛИТ Сергей Быков.
- Уверен, что ситуация вызовет реакцию и в Европе, и в Америке. Даже знаю, что ее будут отслеживать. Если вину Игоря Гужвы не докажут в суде, это может сказаться, в том числе, и на решениях, которые будут приниматься в отношении Украины, - говорит эксперт. – Но если прокуратура убедительно выиграет дело, наши партнеры это поприветствуют. Считаю, что это должен быть самый гласный, самый честный, самый прозрачный процесс.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Загадочный "посредник". Что известно об Антоне Филипковском?
Именно он фигурирует на видео из ресторана, которые обнародовала Генеральная прокуратура. Его же и задержали в офисе "Страны" вместе с Игорем Гужвой.