30 лет авиакатастрофы в Бердянске: красавицы-стюардессы сгорели, спасая пассажиров

Тридцать лет назад в авиакатастрофе под Бердянском погибло восемь человек.

Пока стюардессы вытаскивали пассажиров из огня, пилот сбежал. Фото: sich.zp.ua

Пока стюардессы вытаскивали пассажиров из огня, пилот сбежал. Фото: sich.zp.ua

Эта трагедия произошла 19 июня 1987 года. Самолет Як-40, совершавший рейс Одесса - Бердянск - Запорожье, загорелся при посадке на Бердянском аэродроме. Сложные метеоусловия, халатность диспетчеров и, как результат, ошибка пилотов… Из 29 человек, находившихся на борту, восемь погибли. Но жертв могло быть гораздо больше. Уцелевшие в этой авиакатастрофе пассажиры своей жизнью обязаны двум стюардессам, бросившимся спасать их из горящего салона.

Экипаж пытался уйти от посадки, но поздно выключил реверс

…Для 24-летней красавицы Неониллы Гаряевой, которую все называли Никой, этот рейс, ставший последним, был еще и первым. Всего лишь третью неделю в летном отряде. Если все сложится и полет пройдет нормально, то из стажера ее переведут в настоящие стюардессы. Ах, как же она мечтала надеть эту темно-синюю форму! А пока лишь строгая белая блузка и синяя юбка, макияж и прическа - Ника улыбнулась в зеркало пудреницы, затем перевела взгляд в зеркало заднего вида такси. Сегодня будильник, как назло, подвел, пришлось вызывать машину. Она едва успела чмокнуть в щеку мирно сопящего в своей кроватке сына и поспешила вниз. В такси мысленно подгоняла водителя, не хотелось опоздать на медкомиссию, да и инструкторшу Ирину подводить не хотелось.

Для 24-летней Неониллы Гаряевой этот рейс стал первым и последним. 

Наставница, 29-летняя Ирина Поляченко, строго смотрела на бегущую навстречу Нику. Затем, вспомнив себя несколько лет назад, улыбнулась. Точно такой ведь была, когда пришла в отряд, чтобы быть рядом с отцом-летчиком. И по Нике видно: не случайный человек, любит небо, мечтает о нем. А еще надежная, и это самое важное.

Рейс в Одессу прошел без сучка, без задоринки. Совсем немного времени на отдых - и лететь обратно. Ирина подумала о том, как заберет сынишку Кирюшу из яслей, снова будет отвечать на его тысячные "почему?". Метеосводка о приближающейся грозе над Бердянском не тревожила женщину: летали - знаем. А вот Ника, сидевшая рядом, заметно побледнела. 

29-летняя Ирина Поляченко так и не дождалась встречи с сынишкой. 

В 10.58 экипаж самолета Як-40, установив связь с диспетчером аэропорта в Бердянске, доложил расчетное время прибытия и запросил данные о погоде. Ничего не предвещало беды: просто облачно и ветер. Но уже через 13 минут метеонаблюдатель передала на диспетчерский пункт информацию о грозе и порывистом ветре. Диспетчер же в нарушение всех правил не принял решения о закрытии аэродрома и не дал указания экипажу следовать на запасной аэродром. А в 11.12, получив повторную информацию от метеонаблюдателя о дымке и ливневом дожде, снова не принял мер по закрытию аэродрома. Еще через четыре минуты метеонаблюдатель вызвала диспетчера для передачи штормового оповещения, на что он сообщил "занят". 

Уже в 11.20 самолет начал посадку в Бердянске, так и не получив сведений о фактической погоде. А борт между тем оказался в эпицентре ливня. 

- Да, мы садились в ливень при грозе, - вспоминали пассажиры Як-40. - Экипаж пытался уйти от посадки, но поздно выключил реверс. 

В салон хлынуло топливо, и начался пожар

Когда самолет уже коснулся посадочной полосы, включив реверс, чтобы сбавить скорость, летчики принимают решение снова взлетать. Его потом назовут безрассудным. К тому же, включив полный газ, экипаж почему-то не убрал реверс, и нужная для нового взлета скорость не набиралась. Самолет выкатился за пределы аэродрома, сбил будку и два дерева, выкатился в поле и перевернулся через левую плоскость. Фюзеляж раскололся, в салон хлынуло топливо, начался пожар.

- В салоне возникла паника, народ кинулся в хвост, - рассказывал после трагедии один из свидетелей трагедии. - Когда самолет "лег" на спину - бортмеханика выбросило в салон. Его чуть не затоптали, он чудом выжил. Я видел его сразу после больницы, когда он еще был на костылях. Вид не для слабонервных. Второй пилот убежал прочь от самолета, а бортпроводницы пытались вытащить из салона пассажиров. 

…Ника хотела что-либо рассмотреть во тьме салона, услышала голос Ирины. Та спокойно и строго просила пассажиров сохранять спокойствие и пропускать ко входу женщин и детей. 

- Ника, открывай аварийный вход, - скомандовала Ирина. И через секунду, насквозь пропитанная топливом, вспыхнула как факел, пытаясь освободить из кресла зажатую старушку. Ника бросилась на помощь. 

Обе бортпроводницы скончались в больнице на третий день после катастрофы от полученных ожогов. Там же умер один пассажир, еще пятеро погибло сразу. Всего в авиакатастрофе погибло восемь человек, двадцать одному удалось спастись - кто смог, выбрался сам, большую часть спасли две хрупкие девушки - Ирина и Ника. Командир экипажа Виктор Кучер получил тяжелейшую травму головы. 

Согласно выводам комиссии, причинами катастрофы стали нарушения правил полетов экипажем, правил управления воздушным движением диспетчерами управления воздушного движения и неудовлетворительный уровень организации метеообеспечения.

Из воспоминаний свидетелей:

"Второй пилот был только после летного училища, в состоянии стресса он вылез через форточку, отбежал от самолета, но вспомнил, что в кабине остался служебный пистолет. Тогда он вернулся в самолет, забрал пушку и убежал прочь от горящей машины, даже не пытаясь оказать помощь своим коллегам. Впоследствии его "попросили" из летного отряда, все отказались с ним летать". 

Фюзеляж самолета раскололся, в салон хлынуло топливо. Фото: sich.zp.ua

ТТХ 

Компетентно

Экипаж совершил преждевременное снижение

- Як-40 сам по себе самолет надежный, катастрофы с ним случались из-за ошибок пилотов или диспетчеров, - говорит бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда, летчик с 40-летним стажем Константин Проскура. - При катастрофе в Бердянске, скорее всего, экипаж совершил преждевременное снижение в плохих метеоусловиях и при плохой слаженности. Командир и второй пилот смотрели в окно, ища землю, а самолет в это время наклонялся и цеплял крылом асфальт. Нужно было, чтобы один смотрел в окно, а второй - на приборы.