- Нелепая критика начальника меня просто бесит! – в сердцах жалуется подруга. – Делаю работу "от и до", все в срок, а в ответ – сплошные упреки. Лучше бы зарплату вовремя платили!
Конечно, все люди разные и на критику реагирую тоже по-разному. Но, справедливости ради стоит сказать, что тех, кто относится к критике спокойно и, тем более, извлекает из нее хоть какие-то уроки, до обидного мало. Для большинства критика является большой проблемой, вызывающей самые негативные реакции – от злости и гнева до падения самооценки.
Психологи и коучи уверяют: есть множество способов, позволяющих научиться держать себя в руках и правильно реагировать на критику. "КП" в Украине" собрала всевозможные советы и систематизировала их в 7 основных правил.
Правило 1: успокойтесь!
Конечно, критика неприятна. Она означает, что работа не получила адекватную оценку, а компетентность ставится под сомнение. Огромная разница между собственными ожиданиями и мнением другого человека приводит к неприятному диссонансу. В результате обида и раздражение тут же выливаются на критикующего. Скажете, что так происходит только с недостаточно воспитанными людьми? А вот и нет! Психологи уверяют: так нас вынуждают действовать защитные психологические механизмы.
Проще говоря, мы резко реагируем на критику "автоматом". А там, где есть автоматизм, не остается места для здравого смысла. Человек если и думает, то только о том, как бы защититься от критики и найти в ней слабые стороны, а не о том, как она может ему помочь.
Отсюда главное правило – немедленно успокоиться. Способы известны всем, но мы их напомним еще раз:
- сделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов,
- медленно сосчитать в уме до десяти,
- если критика прозвучала в письменном виде и есть время, можно выплеснуть свои мысли, чувства и эмоции на бумагу, а не на человека.
Постепенно вы научитесь не поддаваться эмоциям мгновенно, а это очень полезное качество!
Правило 2: оцените конструктивность
Спросите себя: кто вас критикует? Возможно, этот человек вас недолюбливает и всегда настроен против вас? Или, возможно, он относится к тем, кто чувствует собственную значимость только когда критикует других? Что движет человеком – зависть, злость, плохое настроение или искреннее желание вам помочь?
Словом, определитесь, от кого исходит критика и насколько она конструктивна.
Правило 3: поблагодарите
Прежде чем бросаться в яростный спор, мысленно поблагодарите своего оппонента. Ведь, во-первых, человек нашел время и проявил к вам и вашей работе интерес. Во-вторых, практически любая критика – мягкая и агрессивная, объективная и субъективная, правдивая и неадекватная – содержит крупицы истины и помогает вам избежать некоторых ошибок в дальнейшем.
Так что сделайте небольшую паузу и проанализируйте замечания, высказанные в ваш адрес.
Правило 4: попросите уточнить
Успокоившись и поблагодарив человека за внимание и критический комментарий, убедитесь, что вы его правильно поняли. А для этого уточните некоторые аспекты его замечания. Это поможет не только выиграть время, но и изменить вашу реакцию на критику.
Дело в том, что, скорее всего, до уточнения вам казалось, что сомнению подвергается качество вашей работы в целом. Однако на деле вполне может оказаться, что речь шла только об одном отдельном аспекте. А это уже, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Правило 5: слушайте
Научитесь слушать. Не стоит с первого замечания "ставить блокировку" и только и думать о том, что сказать в свою защиту. Во-первых, так вы можете упустить суть критики. Во-вторых, ответить вы всегда успеете, а перебивать все же невежливо. В-третьих, если перед тем, как выпалить свой ответ, вы спокойно подумаете, то конфликт постепенно сойдет на нет. Ведь если вы отнеслись к критике уважительно, то и собеседник сбавит обороты.
Кроме того, помните, что впечатление не может быть ошибочным. И если на кого-то ваша работа произвела негативное впечатление, то так оно и есть. И глупо убеждать человека в том, что "впечатление хорошее, вы просто его не так почувствовали".
Правило 6: избавьтесь от уверенности, что вы должны быть идеальным
Учитесь спокойно относиться к своим промахам, оставьте себе право на ошибку. Тем более, что психологи уверяют: чем больше человек думает о том, что он идеален, тем дальше он отодвигается от совершенства. А то, чего человек боится, рано или поздно становится его реальностью.
Правило 7: используйте чужое мнение для расширения границ
Разные люди видят ситуацию по-разному. Именно поэтому командная работа дает хорошие результаты: разные точки зрения дополняют друг друга.
Помните, что благожелательное сотрудничество и готовность принять чужую точку зрения придают объем и глубину рассматриваемой проблеме, вне зависимости от того, чего она касается: отношений, работы или вас самих.
Психологи уверяют: критика, указывающая на ваши слабые стороны, вовсе не является поводом для расстройства. И приводят пример: вы ведь, вероятнее всего, поблагодарите человека, который вовремя сообщит вам, что у вашего авто неисправны тормоза? Так же и с критикой: принимайте ее с благодарностью и используйте для собственного блага, чтобы стать еще лучше.