Вообще-то, Конституция России допускает это делать только на основании судебного решения.
На самом деле средства оперативно-разыскной деятельности внедряются уже много лет. Это является условием получения лицензии на оказание услуг связи, будь то телефония, мобильная связь (как сотовая, так и спутниковая), пейджер, телематические услуги (доступ в Интернет) и т.д.
Новый приказ, подписанный министром информационный технологий и связи Леонидом Рейманом, распространяется на 16 видов услуг связи, в лицензионных условиях на которые указано на обязанность оператора обеспечить реализацию "проведения оперативно-разыскных мероприятий". Они должны установить специальное оборудование, подключаемое и управляемое с удаленного пульта, пишет издание «».
Этот пульт устанавливается в органах ФСБ и, согласно вводимым требованиям, позволяет определять: кто и кому передает сообщение (телефонный вызов, электронное письмо, SMS и т.д.), снимать саму информацию с канала связи (т.е. прослушивать или копировать текст), а также определять местонахождение абонента (для сотовой связи).
Из приказа следует, что выбирать объект контроля находящиеся за удаленным пультом сотрудники ФСБ будут без ведома и согласия оператора связи. То есть телефонная компания или провайдер не может даже отвечать за факт прослушивания или снятия информации с канала передачи данных.
Это противоречит Конституции России, где написано, что "каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения".
Представители государственных органов и связисты в один голос утверждают, что внедрением прослушки не нарушаются права граждан, т.к. оперативные службы не будут снимать информацию без судебного решения.
При этом сами представители Минсвязи не отрицают, что работу удаленного пульта проконтролировать невозможно.
То есть всем надо просто верить, что сотрудники ФСБ не будут никого слушать, не предъявив сами себе судебный ордер.