Судьба свела нас с симпатичным харьковчанином Русланом Борисовым, который уже много лет трудится в голливудской студии визуальных эффектов Moving Picture Company, создавая спецэффекты для самых крутых фантастических голливудских блокбастеров. На творческой встрече в столичном кинотеатре "Оскар" Руслан рассказал о "внутренней кухне" производства самых зрелищных фильмов и поделился секретами создания последних кинохитов.
Например, для фантастической ленты "Призрак в доспехах" Руслан и его команда создали более тысячи спецкадров. Среди них - сцена конструирования нового тела для майора Миры Киллиан (ее играет Скарлетт Йоханссон - см. фото) и завораживающие панорамы футуристического города: небоскребы, автострады и гигантские рекламные конструкции, плавающие между зданиями.
Для ленты "Терминатор: Генезис" (2015) был создан полностью цифровой Арнольд Шварценеггер в молодости. А в серии фильмов "Люди Х" Руслан создавал 3D-мир устройства Cerebro (на фото вверху), с помощью которого профессор Ксавье находит мутантов по всему миру.
|
На восемь кадров с молодым Шварценеггером ушло полгода
- Руслан, можешь охарактеризовать коротко суть твоей работы?
- Пока фильм снимается, наша задача - искать новые картинки, наполнять фильм компьютерными кадрами, которые выглядят как настоящие. А когда фильм уже отснят, в моем департаменте начинается основная работа, мы совершенствуем каждый кадр: чем больше фильм - тем больше возни.
"Призрак в доспехах" стал в моей практике супервайзера (руководителя направления) самым большим фильмом, где в пиковый момент над кадрами трудились более 80 человек. В каждом кадре нам нужно было накладывать 3D-модель героини Скарлетт Йоханссон так, чтобы она выглядела как настоящая, где нужно, применить эффект невидимости, показать это режиссеру и добиться от него утверждения: "Да, это класс!".
- Сколько уходит времени, чтобы создать 5-минутный отрезок фильма с современными спецэффектами?
- Приблизительно год - с момента рисования художником концептов до финального результата. Над "Призраком в доспехах" лично я работал 10 месяцев. А восемь кадров в "Терминатор: Генезис" (сцена с молодым Шварценеггером) мы делали полгода. Проблема в том, что над цифровым лицом нужно корпеть очень много: оно должно быть естественным. Боевые действия создавать легче: тут взрыв, там лазера добавили - и весело получается.
Каждый режиссер в каждом фильме требует от нас сделать такое, чтобы никто и никогда ничего подобного не видел, чтобы картинка была "диджитал" (суперсовременная цифровая), "органик" и "чтобы было круто".
"Хочу монстров - самых страшных! Хочу танки - самые крутые!" - требует режиссер, мы говорим: "Окей!" - и начинаем придумывать.
|
"В блокбастерах от актеров вообще мало что зависит"
- Влияют ли ваши придумки на образы героев?
- В принципе в блокбастерах от актеров вообще мало что зависит. Нет, я понимаю, что многие зрители идут в кино на имена, но с точки зрения продюсеров, у которых есть сценарий и спецэффекты под каждый персонаж, им все равно, кто в кадре - актер должен идти за образом. Поэтому, если бы на месте Скарлетт Йоханссон в "Призраке в доспехах" была какая-то другая актриса, было бы все то же самое, но с другим лицом.
- А есть ли в твоей истории фильм, который изначально не должен был быть крутым, но благодаря вашей работе стал хитом?
- "Иллюзия обмана-2" - это одна из первых моих работ в кино. Я тогда работал в другой компании, не такой крутой, как MPC. Изначально это был средний малобюджетный фильм. Мы делали для него сцену, когда Айла Фишер оказывается в аквариуме с пираньями, ну и много других эпизодов. Когда продюсеры посмотрели превью, всем невероятно понравилось, они сказали: "Окей, мы закидываем в бюджет еще 50 лямов - сделайте нам больше крутейших спецэффектов". Сделали - и картина очень хорошо заработала в прокате.
- В двух последних фильмах "Люди Х" ты создал образ уникального устройства Cerebro, при помощи которого можно разыскать любого мутанта на Земле.
- Это устройство мелькало и в прошлых фильмах, но в 2013-м с "Люди Х: дни минувшего будущего" мы должны были сделать его очень крутым. На тот момент я только пришел в компанию: мне доверили делать "Церебро", и я создал его мир в 3D, в то время как раньше подобные миры рисовали покадрово. Это дало много новых возможностей. После этого меня заметили и оценили. И когда пришло время работать над "Люди Икс: Апокалипсис", меня уже назначили супервайзером.
|
"Фильмы будут рисовать на компьютере, но вы этого не поймете"
- Как ты думаешь, по какому пути пойдет голливудское кино в плане спецэффектов?
- Будет все больше фильмов, нарисованных на компьютере, но вы об этом даже не узнаете и не поймете. Как, например, "Книга джунглей", за которую наша компания получила "Оскар". Весь этот фильм сделан на компьютере, реален в нем только кусок дерева, по которому бегал Маугли, а все остальное - наша работа.
Мне кажется, режиссеры все больше будут снимать актеров на зеленом экране, а потом и актеров снимать перестанут. К тому же рисовать компьютером дешевле, но при этом ты можешь полностью контролировать процесс: менять камеру, свет, декорации… А когда снимают вживую, все проконтролировать трудно.
- По-твоему, кто из режиссеров обладает способностью предвидеть?
- Ридли Скотт. Он частый клиент нашей компании, мы недавно делали его "Чужого". О его невероятном воображении ходят легенды. Может выслушать какую-то идею еще в зародыше и дает на нее добро, в голове уже представляя, как это будет выглядеть, и в результате действительно получается суперкруто.
- Сколько украинцев работает сегодня в этой индустрии?
- В своей компании я очень долго был один, сейчас появился еще один украинец и один русский. В индустрию спецэффектов крайне редко берут просто программистов. Я считаю, что мы - художники, которые очень хорошо умеют решать уравнения. Мне импонирует эта работа в Голливуде - там умеют уважать талант и ценить работу.
|
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Руслан Борисов родился в Харькове, учился на менеджера по туризму. Уехал из Украины 8 лет назад в Италию в рамках обмена специалистами, там увлекся фотографией и компьютерным дизайном. Затем переехал в Канаду, где поступил в синемаколледж на факультет спецэффектов в кино. Это совпало с развитием киноиндустрии в Канаде, где сегодня снимается большая часть голливудских фильмов.