Конь-живописец заработал продажей картин 160 тысяч долларов

Бывший скаковой жеребец, чтобы не попасть на скотобойню, стал художником-авангардистом.

Хозяин Рон Краевски - лишь скромный подмастерье, подающий маэстро нужную кисть. Фото: youtube.com

Олимпийский чемпион

Жеребец по имени Метро Метеор принадлежит к породе чистокровных верховых лошадей английская скаковая. Поэтому сразу после рождения в 2003 году судьба Метро была предопределена - он должен был стать звездой конного спорта. И он ею стал. Метро участвовал в элитных турнирах и выиграл восемь соревнований в Белмонт-Парке (пригород Нью-Йорка), заработав в общей сложности около 300 тысяч долларов призовых. Победа в Белмонт-Парке, турнире с более чем вековой историей, это одна из вершин в конном спорте.

Но у жеребца была своя ахиллесова пята - он родился с патологией колена. Дважды ему делали хирургическую операцию, и конь после этого возвращался на скаковую дорожку. Однако врачи вынесли печальный вердикт: коленный сустав разрушен настолько, что лошадь не может больше участвовать в турнирах топ-уровня. И лечить ее бесполезно. Для скакового жеребца этот диагноз равносилен приговору. Некоторое время элитное животное выставляли во второразрядных забегах, пока наконец в 2009 году ветеринары окончательно не списали Метро "на берег".

Бывшего чемпиона ждала судьба всех лошадей - он должен был превратиться в конскую колбасу. Но жеребцу повезло: Рон Краевски, отставной военный летчик, а теперь художник-любитель, искал лошадь для верховых прогулок своей жены. Он заплатил за Метро на аукционе больше, чем мясник.

Однако вскоре в очередной раз подтвердился тезис о том, что большой спорт и здоровье - вещи несовместимые. Коленные суставы были настолько травмированы, что лошадь не могла ходить под седлом. Ветеринар считал, что через два года скакун окончательно потеряет подвижность. И вновь перед Метро замаячила скотобойня.

Творение жеребца Метро... Фото: facebook.com

Необузданный стиль

Спасение пришло откуда не ждали. Рон обратил внимание на то, что лошадь интересуется живописью. Когда Краевски устанавливал мольберт на пастбище, Метро переставал щипать травку и мог долго смотреть, как его хозяин набивает руку в пейзажных зарисовках. При этом у коня наблюдалась интересная особенность: он любил мотать головой вверх-вниз и вправо-влево. И тогда Рону пришла в голову мысль: а что если научить Метро держать в зубах кисть?

После пары недель упражнений выяснилось, что у коня, если можно так выразиться, твердая рука. Он с энтузиазмом кладет на холст широкие и тонкие мазки и обладает оригинальным видением мира.

Жеребец оказался более успешным художником, чем его хозяин. За несколько лет было продано его картин на сумму 160 тысяч долларов!

- Искусствоведы отмечают близость его творческого метода к шедеврам лидера абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока, - говорит Рон Краевски. - Я бы никогда не смог достичь такой глубины исполнения. Я рисую портреты животных. У Метро все наоборот - ты никогда не знаешь, что он собирается делать.

Трудно понять, шутит ли Рон Краевски или говорит серьезно, учитывая, например, что полотно Джексона Поллока "№ 5 1948" было куплено мексиканским финансистом Дэвидом Мартинесом в 2006 году на аукционе "Сотбис" за 140 миллионов (!) долларов. На тот момент полотно являлось самой дорогой картиной в мире.

Впрочем, скакун уже стал самым продаваемым художником в галерее искусств Gallery 30 города Геттисберга, где проживает его владелец Рон. В 2014 году в листе ожидания на его работы значилось 150 покупателей. Пока Краевски не слишком задирает цены на картины, шедевр его питомца можно купить долларов за 500. Но если дело пойдет так и дальше, Метро легко затмит славу Джексона Поллока. 

... Картина художника Джексона Поллока, с которым часто сравнивают стиль жеребца. И можно поспорить, где больше экспрессии. Фото: businessinsider.com

ЛЮБОПЫТНО

Куда уходят лошадиные деньги? 

Половина заработанных средств вкладывается в лечение Метро. Один из ветеринаров разработал экспериментальную терапию, которая дала эффект. Кости поврежденного колена начали восстанавливаться, и Метро снова может совершать прогулки с седоком. А другая половина от гонораров идет на финансирование программы "Новая вакансия для скаковых лошадей". Она помогает верховым лошадям после завершения карьеры найти новый дом. В этот фонд поступило уже 80 тыс. долларов от продажи картин Метро. И около 50 коней удалось пристроить в добрые руки. 

КСТАТИ

Как Метро пишет картины? 

Для художеств Рон Краевски выделяет своему воспитаннику два дня в неделю, чтобы увлечение не превратилось в надоевшую рутину. Лошадь рисует примерно по 20 минут в день. За это время она успевает написать 3 - 4 шедевра. Рон выступает в качестве "мальчика", который размешивает краски, выбирает цвета и подает мастеру нужную кисть. А все мазки Метро делает самостоятельно. Работа строится по принципу конвейера: на одну картину Метро тратит 1 - 2 минуты, затем занимается другой. А потом снова возвращается к первой работе, и так по кругу, пока замысел полотна не будет в полной мере реализован.