Заклеенные сплошными полотнами колонны на станциях могут привести к катастрофе, уверен специалист.
Метрополитен давно продает путевые стены и вагоны поездов под рекламу. А недавно всем желающим организациям представилась возможность разнообразить привычную архитектуру станций «пиаром» своих товаров и услуг. Метростроители сразу же забили тревогу – это небезопасно для пассажиров.
- Нынешнее руководство метрополитена забывает, что мы строили подземку для харьковчан, а не для торговли и рекламы, - сетует заслуженный архитектор Украины Владимир Спивачук, создавший 27 станций харьковского метро. – Однако чем дальше, тем больше я наблюдаю, как уродуется архитектура станций. А ведь это не только портит внешний вид метро, но и создает угрозу для горожан. Нельзя шутить с грунтом и закрывать колонны на «Южном вокзале», «Советской», «Академика Барабашова» и на других станциях, так как именно по состоянию отделки можно судить об изменениях в конструкциях. Когда на «Центральном рынке» в полу появились трещины, мы сразу сообразили, что станция подтоплена. И приняли меры. Точно такие же трещины могут появиться и на отделке колонн, если внутри будет вода. Но поскольку теперь это все заклеено рекламой, метрополитеновцы вряд ли заметят подтопления. Так что может случиться беда.
- А мрамор не пострадает из-за того, что его заклеили сплошным полотном? – интересуюсь у архитектора.
- Важно, на что именно клеили эту рекламу. Со мной они не советовались, хотя были обязаны это сделать. А от химикатов мрамор, естественно, может деформироваться и разрушиться. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать! Раньше все подобные действия согласовывались с «Харьковметропроектом». Но нынешнее руководство подземки творит, что хочет. Когда я работал главным архитектором «Харьковметропроекта» я постоянно говорил: не идите на поводу у предпринимателей - они что угодно готовы под ноги пассажирам засунуть. Только я ушел – начался беспредел.
Владимир Спивачук уже отнес руководству метрополитена официальное письмо с требованием снять рекламу с колонн станций. Однако сомневается, что ему удастся добиться результата, ведь речь идет об огромных деньгах.
- Харьковская подземка – мое детище, - говорит заслуженный архитектор Украины. – И я не могу спокойно смотреть, как то, над чем трудились тысячи человек, перечеркивается шкурными интересами! За архитектурное решение станций мы получали Госпремии Совета Министров СССР, а теперь ни харьковчане, ни гости города не могут получать эстетическое наслаждение от внешнего вида метро. Им навязывают рекламу. Причем рекламируются в основном товары и услуги, недоступные большинству пассажиров.
Важно!
«Исторический музей» сейчас затоплен»
На станции метро «Исторический музей» последнее время происходят деформации конструкций из-за сильных подтоплений. Метростроевцы сразу же оградили колонны и начали менять облицовку.
- Коллеги поведали, что в некоторых колоннах собралось столько воды, что, когда строители пробили внизу дырку (чтобы дать воде уйти), их едва не унесло – так много ее было, - рассказывает Владимир Спивачук. - А все из-за того, что в свое время рабочие забыли сделать на станции дренаж, чтобы влага уходила из «Исторического музея» равномерно. Но в проекте мы его закладывали. Жаль, что вовремя не удалось заметить эту недоработку.