Порошенко подписал закон об общественном вещании: повод радоваться или грустить?

Акции Национальной общественной телерадиокомпании будут принадлежать государству.

Порошенко подписал закон. Фото: Николай ЛАЗАРЕНКО

7 апреля президент Украины Петр Порошенко подписал закон о создании общественного вещания в Украине.

На базе государственных телерадиокомпаний и Национальной телекомпании Украины в форме публичного акционерного общества создадут Национальную общественную телерадиокомпанию Украины (НСТУ). 

КОНЦЕПЦИЯ

Общественное телевидение разделят на два канала. Первый – это будет канал для трансляции важных событий страны и мира. Второй канал будет культурно-образовательным.

Общественное радио разделят на три канала, на которых будут представлены отдельно общественно-политические, молодежные и культурные программы. 

НАДЗОР

У ТВ будет наблюдательный совет, в состав которого войдут по одному представителю от депутатских фракций и групп Верховной Рады и 9 членов от общественных объединений.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

100 процентов акций новой структуры будут принадлежать государству, но, в то же время она, по крайней мере, так прописано на бумаге, будет независима в своей деятельности от власти.  Среди источников финансирования, прописанных в законе, - продажа собственной телерадиопродукции, статья из госбюджета, абонплата, благотворительные пожертвования. Рекламу будет, но дозированной. Отмечается, что на протяжении пятого года телетрансляции объем рекламы не может превышать 10 процентов, а течение избирательного процесса - 15 процентов фактического объема вещания.

Вопрос финансирования – важнейший для общественного телевидения. Не секрет, что деньги зачастую определяют информационную политику. В большинстве стран Западной Европы общественное вещание началось с того, что телевизионные монополии ввели абонплату за пользование телевизорами и радиоприемниками, гарантируя потребителям качество информации и без давления кого-либо со стороны на новости. Философия такая: спонсор ТВ – зритель, а не политик или олигарх.   

Долгое время это было выгодно. Но на данный момент – уже не совсем эффективно из-за конкуренции с коммерческими каналами, которые не уступают по качеству информации общественному вещанию и в тоже время предоставляют ее без предоплаты.

В каждой стране есть своя модель общественного телевидения. Структура финансирования ВВС, которое смотря 94% жителей Великобритании, абонентская плата (100% для двух общенациональных теле- и пяти радиоканалов) + государственное финансирование (глобальное радио) + самофинансирование (спутниковое ТВ). France Television во Франции  полностью финансируется государством. В Германии общественные каналы ARD  и ZDF существуют за счет абонплаты, доходов от рекламы и собственная финансовая деятельность (продажа программ, доходы от кабельных каналов, доходы от процентов, от использования авторских прав).

В США общественное телевидение PBS (Public Broadcasting System) финансируется за счет государства и спонсоров.

Цена вопроса у всех также разная. В Италии абонплата, к примеру, 115 евро в год, что, по сравнению с другими европейскими странами, является небольшой суммой.