Военное положение: что спрятано в законе

Президентский законопроект "О правовом режиме военного положения" могут рассмотреть на этой неделе.

Фото: пресс-служба президента

В экспертной среде появление такого законопроекта уже вызвало бурю обсуждений. По мнению политологов, законопроект четко говорит только об одном - президент проводит черту перед своим окружением и объясняет им, какие меры готов ввести в случае непредвиденных ситуаций. 

- По большому счету президент делает публичный шаг, чтобы объяснить своему окружению и оппозиции, чем чреваты любые шаги, которые могут считаться непредсказуемыми. К примеру, такие как импичмент или создание антипрезидентской коалиции. В таком случае будет введено военное положение, которое влечет за собой ряд ограничений, - говорит Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.

По его мнению, один из важнейших пунктов в законопроекте - никакие выборы невозможны в случае введения военного положения. А значит, в руках у президента остается эдакий "рубильник", который позволит ему выключить других субъектов политики. Профессиональные юристы видят законопроект в иной плоскости. Например, как изменится личная ответственность главы государства? 

- В существующем сейчас законе президент как верховный главнокомандующий несет всю полноту ответственности за принимаемые решения и управление войсками. Теперь президент по факту не будет командовать Вооруженными силами, а лишь будет осуществлять стратегическое руководство, - говорит Константин Махновский, соучредитель компании юридических услуг. 

Что интересно, на заданную тему сейчас сдержанно молчат депутаты как пропрезидентской коалиции, так и оппозиция. 

СПРАВКА "КП"

Что  предлагают 

По законопроекту предложения по введению военного положения главе государства подает Совет нацбезопасности. Президент публикует указ, а парламент его утверждает в двухдневный срок. В указе должны быть обоснование введения ВП, граница территории, на которой его предлагают ввести. А также перечень прав и свобод человека, на которые накладывают ограничения. 

В случае введения ВП вся власть переходит военным администрациям, а высшая военная власть - Генштабу. Власти получат право вводить трудовую повинность, использовать мощности и ресурсы промышленных предприятий, принудительно отчуждать коммунальное или частное имущество, вводить комендантский час, ограничивать движение транспорта, проверять документы у граждан, запрещать массовые мероприятия, вплоть до турпоходов. Кроме того, возможен запрет политических партий или общественных объединений.

В период ВП нельзя будет прекратить полномочия президента. А в случае окончания срока его полномочий они продлеваются до вступления в пост новоизбранного главы государства, которого будут выбирать уже после окончания срока действия ВП. Аналогичные предложения прописаны и для народных депутатов. Простыми словами, если будет введено ВП, то никаких выборов не будет.