Верхушка общества - цари, вожди, знать. В Крыму археологи их погребения находили не раз - они неизменно выделялись среди других не только обилием вещей и украшений, но и той тщательностью, с которой обустраивали их гробницы соплеменники.
Маска смерти
|
Крымские археологи раскапывали курган бронзового века (III - II тысячелетие до н.э.) в Раздольненском районе. Когда добрались до самого погребения, то решили: здесь похоронили мужчину-вождя - и оружие при нем было, и курган над ним насыпали, и, видимо, потратили время, чтобы проводить в последний путь с особыми почестями. Четыре с лишним тысячи лет назад люди не украшали себя золотом, обходились самыми простыми вещами, поэтому вождей хоронили практически с теми же последними дарами, что и простых людей.
Но этот «хозяин кургана» в могилу ушел… с глиняной полумаской на лице. Кто-то из соплеменников постарался изобразить на ней глаза и даже прорисовать красной охрой ресницы. Впечатление она производила сильное, можно сказать, жутковатое - такой веяло от нее скорбью и безнадежностью. Даже видавших виды археологов пробирало. Один из них признался: «Как будто самой смерти в глаза посмотрел».
- К сожалению, останки сохранились плохо, антропологи работали в основном с черепом, - вспоминает археолог Сергей Колтухов. - И мы все были очень удивлены, когда они заявили, что череп принадлежит женщине. Стопроцентно они этого утверждать не могли, но давали большую вероятность. По их оценке, в момент смерти ей было 25-30 лет.
А как умерла эта женщина бронзового века, владевшая оружием и почитаемая жившими рядом людьми (а, может быть, и боялись ее - раз закрыли лицо), так и осталось загадкой.
Склепы для скифской знати
Крымские скифы своих покойных аристократов стремились устроить со всем доступным комфортом. Сначала рыли глубокий склеп, потом внизу суетились рабы, устраивая, по их представлениям, рай, где не зазорно будет отдыхать вождю. И пол, и стены увешивали коврами, осторожно спускали вниз сосуды с вином, раскладывали оружие… Наверняка жрецы проводили какой-то обряд с использованием курильниц, которые потом оставались в могиле. Ковры, конечно, не могли сохраниться за два с половиной тысячелетия, но экспедиция под руководством Сергея Колтухова, работавшая на скифском могильнике Беш-Оба (место погребения скифской знати, IV век до н.э.) в Белогорском районе, находила их следы на земляных стенах. Отпечатались следы креплений, а кое-где даже узор - растительные краски с ковра перешли на стены. А еще в склепах сохранились… отпечатки босых ног тех, кто готовил место упокоения для вождя.
- Беш-Оба - это место, где скифы хоронили высшую и местную знать, целый комплекс «аристократических» погребений, больше 50 курганов, - рассказывает археолог Ирина Вдовиченко. - По грандиозности этих сооружений можно понять, насколько знатными были погребенные здесь люди. Для сооружения некоторых могил, возможно, приглашали греческих мастеров, которые выкладывали стены тесаными каменными блоками. К сожалению, могильник неоднократно грабился, возможно, еще с XIX века. Поэтому ученым доставались частично сохранившиеся скелеты, фрагменты керамики, иногда попадалась золотая бляшка или бусина, потерянная мародером.
КСТАТИ
|
В одной из гробниц Беш-Обинского некрополя лежал греческий керамический чернолаковый кратер - огромный широкогорлый сосуд с двумя ручками. Кому принадлежал этот сосуд, догадаться не трудно: военачальнику. Но зачем он был нужен военному человеку?
Раз в год скифские воины собирались на большой пир, который устраивал вождь. И там, наряду с обсуждением разных важных вопросов, производилось, как бы сейчас сказали, награждение особо отличившихся. Орденов и медалей тогда еще не придумали, поэтому событие отмечали… вином.
Каждый воин имел при себе сосуд для питья, и тем из них, кто убил в этом году одного врага, военачальник лично наливал туда вина из кратера. За двух убитых полагалось пить из двух чаш. В общем, чем больше врагов на счету, тем чаще наливают, тем больше почета. Так что кратер - непременный атрибут скифского «генерала», и после смерти военачальника сосуд опускали к нему в могилу.
Драгоценности сарматов и аланов
|
- Сейчас исследована огромная территория могильника (а еще больше разграблено), и можно сказать, что на протяжении примерно 70 лет здесь было совершено несколько десятков знатных захоронений, - говорит руководитель Усть-альминской экспедиции Александр Пуздровский. - Сказать, что это цари, мы не можем, но, безусловно, это были вожди, аристократия, жрецы сарматов и аланов.
Рядом с останками сарматской элиты находили остатки от жезлов, каменные навершия - символ власти. В склепе №620 была обнаружена целая булава из мрамора - жаль, что ее сохранить не удалось, она просто рассыпалась. Кстати, это было женское захоронение - возможно, жрицы, «разговаривающие с богами» женщины тоже принадлежали к избранным, которых почитали и боялись.
|
На удивление, в могилах аристократов из Бахчисарайского района оказалось немало очень дорогих и редких вещиц азиатского происхождения: ритуальных курильниц, алебастровых сосудов с фигурками животных. А в женских нашли лаковые китайские шкатулки, причем две в очень неплохом состоянии, еще от трех уцелели фрагменты. Ученые считают, что все они поступали партиями по Великому шелковому пути.
Сарматы сопровождали караваны, передавая их друг другу на границах своих участков, за это с ними расплачивались не только деньгами, но и товарами: тканями, женскими украшениями и косметикой. Вероятно, ставка сарматских вождей и находилась как раз на Усть-Альме, ответвлении Великого шелкового пути, и они контролировали эту торговлю. Гавань там удобная, караваны могли подходить прямо к берегу. Отсюда и роскошь, которой могла окружать себя знать.
Сарматские аристократки носили массивные золотые украшения, а их праздничные наряды из дорогих тканей были расшиты золотыми бляшками. И богатство свое забирали с собой в могилу, из-за чего не менее половины «элитного квартала» некрополя была ограблена в древности, после того как погибло селение. А часть погребений разрушили уже современные мародеры.
Что охраняет умерших?
Жившие в те далекие времена люди верили, что с помощью ритуалов можно защитить последнее пристанище умерших, часто окружали могилы кромлехом - выложенным из камней магическим кругом, сооружали оградки. Работала ли эта «защита» и может ли работать до сих пор?
У каждого археолога найдется хоть одна история о странностях, связанных с раскопками погребений. Можно называть это как угодно: совпадениями или вмешательством неких потусторонних сил, которые мешают раскапывать курган или могильник, но они время от времени случаются.
Характерный случай связан с исследованиями у крымского озера Донузлав. Экспедиции предстояло раскопать погребение явно не простого человека, окруженное прямоугольной оградкой. Казалось, что археологов просто преследуют неудачи: то начинался сильный дождь, то ломался нож у бульдозера, который подступался к курганной насыпи. В конце концов решено было разобрать охранявшую погребение оградку. И как только это было сделано, прямо над центром кургана возник небольшой, но самый настоящий смерч. Хорошо, никого из людей в тот момент там не было.
|
- Кто-то такие совпадения фиксирует в памяти, кто-то просто не замечает. Я считаю, что все зависит от самого человека и даже от его настроения в определенный момент, - говорит археолог Ирина Вдовиченко. - Мы как-то копали курган у села Кропоткино в Раздольненском районе, работать нужно было быстро. Требовалось очистить поле для того, чтобы там смогли смонтировать оросительную установку. Уставали страшно, в кургане была целая группа погребений разного времени. Я зачищала могилу женщины с ребенком лет семи - может быть, они умерли во время эпидемии какой-нибудь болезни, вот их сразу и похоронили вместе. Я так устала, что рука дрогнула, и нож повредил останки малыша, расстроилась страшно - настолько жалко стало этого ребенка: и так он, бедный, пожить не успел, а тут еще потревожили, да еще я поковырялась… В общем, решила отдохнуть, прилегла на землю, прикрыла глаза. И вдруг услышала из-под земли жуткие звуки - стоны, лязг, вой, крики. Такое впечатление, что слышу звуки ада! И так бы потом и считала, что меня настигло возмездие за оплошность, если бы меня не взяли за руку, не вывели на пригорочек, откуда открывался вид на… работавшие неподалеку бульдозеры.
|
Курган Куль-Оба (IV век до н.э.) - открыт в 1830 году у Керчи. Умерший вождь похоронен в деревянном саркофаге в одежде и головном уборе, расшитых золотыми бляшками, на шее - золотая гривна с изображениями конных скифов на концах, на руках - золотые браслеты, полный набор вооружения. В другую жизнь покойника сопровождала жена или наложница в золотых украшениях. В гробнице обнаружен сосуд греческой работы из сплава золота и серебра с изображением скифов.
Царский курган (IV век до н.э.) - вскрыт в 1837 году, разграблен задолго до этого. Предположительно - гробница одного из боспорских царей. Сооружение впечатляет грандиозностью, его высота 17 м, диаметр более 80 м.
|
Мавзолей Скилура (II век до н.э.) - найден Тавро-Скифской экспедицией под руководством Павла Шульца в 1945 г. на городище Неаполя Скифского (Симферополь). Погребальное сооружение у стены со временем превратилось в башню, и родовой склеп царствующих особ был все время под охраной и сохранился до момента гибели города. В нем оказалось 72 погребения в несколько ярусов, самые богатые - внизу. В одном из углов обнаружили каменную гробницу с останками мужчины 35-40 лет с огромным количеством золотых украшений, предметов вооружения. Шульц считал, что нашел могилу скифского царя Скилура, некоторые другие исследователи считают, что здесь был похоронен его сын Палак.
|
Сарматская царица (I век до н.э. - I век н.э.) - найдена в 1974 году в Ногайчинском кургане Нижнегорского района. Знатную женщину (около 40 лет) похоронили в деревянном саркофаге, выкопав могилу в уже существовавшем кургане эпохи бронзы. Не исключено, что захоронение проводилось тайно, чтобы уберечь его от грабителей. Кисти рук умершей были помещены в две серебряные чаши (какой-то обряд, довольно редкий). На шее покойной была золотая гривна, на руках золотые браслеты, украшенные вставками из полудрагоценных камней, многочисленными жемчужинами, фигурками Эрота и Психеи - богов любви. Найдены остатки небольшой шкатулки или кожаной сумки с драгоценностями и косметическими флаконами. Считается самым богатым сарматским погребением, когда-либо найденным в Крыму.
Могила готской принцессы
Минувший археологический сезон тоже не обошелся без интересной
|
- Погребение датируется первой половиной пятого века нашей эры, - пояснил руководитель экспедиции Александр Ермолин. - Как раз сейчас ведется обработка всего материала из этого погребения, рассказывать какие-то подробности о готской принцессе можно только после того, как изучение будет закончено.
СПРАВКА «КП»
Готы (германские племена) в Крыму появились во второй половине III века нашей эры. На Керченском полуострове пребывание германского этноса отмечено вплоть до конца VI в. н. э. С тюркским нашествием и захватом Боспора в 576 г. н. э. готы уходят с Керченского п-ва и обороняют подступы к Херсонесу, а затем основывают на г. Мангуп столицу Крымской Готии, город Дорос.