Как он чуть не стал певцом
Первые свои три метра серого сукна Слава Зайцев получил в подарок за победу на школьном конкурсе песни в Иванове. Однажды в Иваново приехали специалисты из детского хора им. Свешникова: хотели забрать Славу в Москву, но мама его не отпустила. Зато соседская девочка подбила Славу поступить в местный химико-технологический техникум. По окончании его с отличием он поступил в Московский текстильный институт.
Дебютная коллекция
В марте 1963 года во дворце «Крылья Советов» (рядом со станцией метро «Белорусская») Зайцев представил первую коллекцию. Он тогда работал на швейной фабрике Мособлсовнархоза. На моделях были телогрейки, легкие юбки из павловопосадских платков и цветные валенки.
Комиссия - в шоке! На другой день дирекция фабрики вынесла Зайцеву строгий выговор. Его освободили от художественного руководства экспериментальной группой и перевели в цех ширпотреба.
Зато коллекция заинтересовала французского репортера из журнала «Пари матч», случайно попавшего на показ. Интервью с Зайцевым и моделями фабрики и их фотографии опубликовал «Пари матч» на шести полосах под заголовком «Отныне Москва имеет своего художника».
Знакомство с Карденом
В апреле 1965 года Зайцева пригласили Пьер Карден и креативный директор дома «Кристиан Диор» Марк Боан в гостиницу «Киевская». Он купил в уцененке венгерское пальто из серого твида за 18 рублей, взял замшевый пиджак напрокат и рванул на встречу.
Пьер Карден в номере показал ему роскошные шелковые халаты, массу галстуков, платков и прочие аксессуары. Потом был обед в ресторане «София», куда Вячеслав привез эскизы своих работ. После отъезда Кардена Славе пришла газета из Нью-Йорка со статьей под заголовком «Встреча королей моды» с фотографией из «Софии».
|
Автокатастрофа
В августе 71-го Зайцев возвращался на такси от своей институтсткой подруги, с которой встречался после развода с женой Мариной. Таксист предложил подобрать двух девушек.
Как вспоминал потом Вячеслав Михайлович: «Девушки явно были свободных нравов и, немного освоившись, стали приставать. Водитель стал отмахиваться от них и не заметил, как из переулка выскочил грузовик. Тот протаранил такси... В больницу меня доставили с переломами обеих ног, причем правая переломилась в колене и держалась на одних связках. Сотрясение мозга второй степени. Девять дней в реанимации. Один месяц без сознания. Пятнадцать дней на вытяжке - гвозди в пятках и по пятнадцать килограммов гири. Шесть месяцев в больнице».
|
Первый показ в Париже
На Всемирном фестивале моды в Москве в 67-м Зайцев получил гран-при за платье «Россия» и капиталистическая пресса присвоила ему титул «красного Диора». Но поскольку дизайнеру разрешили выехать в капстраны только спустя двадцать лет, Париж увидел его лишь в январе 88-го. В рамках Недели Высокой моды он показал свою коллекцию на Елисейских полях в «Театре Мариньи».
Зайцева в ярко-зеленом костюме из шелка с бирюзовым жилетом зал встретил овацией. В тот вечер ему от имени тогдашнего мэра Парижа Жака Ширака вручили диплом и медаль «Почетного гражданина г. Парижа».
СЕКРЕТ ЕГО МОЛОДОСТИ
Вячеслав Зайцев: «Моя рожа не искажена завистью и морщинами»
Какие только не выдвигались гипотезы по поводу цветущего вида юбиляра: наверное, Зайцев принимает пилюли молодости, умывается только термальной водой или сидит на особой диете. Мы решили напрямую спросить Вячеслава Михайловича: в чем секрет его молодости?
- Я много работаю. Вот и весь секрет! - несколько разочаровал кутюрье простым ответом.
- А может, еще что-то... кроме работы?
- Я по натуре человек добрый. Никому не делаю зла. Я умею радоваться жизни. Поэтому моя рожа всегда светится и не искажена завистью и морщинами...
Что ничего такого особенного Вячеслав Михайлович с собой не делает, подтвердили нам и его близкие, и друзья-коллеги. Просто Вячеслав Михайлович - сторонник здорового образа жизни. Он не курит, старается правильно питаться и побольше дышать свежим воздухом. После работы всегда возвращается в свою загородную усадьбу, где его ждут три любимые собаки и куда частенько наведываются его сын Егор (тоже художник-модельер) и внучка Маруся, в которой Зайцев души не чает.
|
ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
Сестры Вертинские были подпольными моделями
Актриса Марианна Вертинская рассказала нам историю этой фотографии:
- Мы с Анастасией с молодости были дружны со Славой Зайцевым. Жили в одном доме на Старом Арбате, в одном подъезде. Общались очень тесно. Тогда из одежды в магазинах приобрести было нечего, и мы какие-то вещи покупали у Славы. Особенно мне нравились его трикотажные платья.
В ту пору Славу не брали на показы, не пускали на телевидение. Но ему нужно же было как-то демонстрировать миру свою одежду. Тогда-то и родился этот фотопроект. Снимал знаменитый Валерий Плотников, а мы с Настей были моделями. Слава нарядил нас в свои замечательные цветастые платья с геометрическим рисунком, потом еще и в красные...
КСТАТИ
Зайцев создал театральные костюмы для более двух десятков спектаклей столичных театров, а также нескольких фильмов. Среди его клиентов были многие выдающиеся актеры - Михаил Ульянов, Владимир Зельдин, Вера Васильева, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Татьяна Лаврова, Галина Волчек, Марина Неелова, Алиса Фрейндлих.
Пять главных костюмов «от кутюрье»
В 1978 году сшил для Аллы Пугачевой сценическое платье - знаменитый красный балахон, который, под стать своей владелице, произведет революцию в Сопоте. Как сказал бывший муж Аллы Борисовны Стефанович, балахон остается самым лучшим концертным нарядом бывшей супруги.
В 1980 году создал парадную одежду для советской спортивной делегации на Олимпиаде-80.
В 1988 году Зайцев выполнил костюмы для бродвейского мюзикла на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».
Первый модельер, который всерьез занялся костюмами для фигурного катания. Он в буквальном смысле создал стиль пары Бестемьянова - Букин. Именно Зайцев придумал их «золотые» костюмы на «Половецкие пляски», «Кармен», «Кабаре»... Для танца «Кармен» он сделал около десяти эскизов!
1991 год - создал новую форму для работников отечественной милиции.
|
|
|